14.02.2006 03:30
    Поделиться

    Из-за неточности в НК экспортеры потеряли 210 миллиардов рублей

    Статс-секретарь - заместитель министра финансов Сергей Шаталов прокомментировал это так: "Из-за допущенной технической ошибки в законе к настоящему моменту экспортеры не могут возместить около 210 миллиардов рублей". А поскольку законопроект одобрения сенаторов не получил, скоро эта сумма увеличится до 300 миллиардов. Отметим, что сами налоговики указали на закравшуюся в законодательство ошибку еще полгода назад. Однако исправить неточность в срок законодатели так и не успели.

    Напомним, что в середине прошлого года в Налоговый кодекс были внесены изменения, касающиеся перечня документов, которые должны представить в налоговые органы налогоплательщики, претендующие на нулевую ставку НДС. Согласно им с нового года традиционный перечень документов дополнен специфическими бумагами, подтверждающими поставку товаров в особую экономическую зону (ОЭЗ), а именно таможенной декларацией о выпуске товаров в свободное обращение в режиме ОЭЗ.

    Кроме того, для получения возмещения экспортеры обязаны представить контракт с резидентом ОЭЗ. Эта поправка потребовалась потому, что согласно принятому в прошлом году закону об особых экономических зонах контрагенты участников ОЭЗ также получили право на нулевую ставку НДС.

    Поправка предназначалась только для резидентов особых экономических зон, но из-за нечеткой формулировки в законе случилось так, что для получения возмещения НДС из бюджета налогоплательщики обязаны представить все бумаги, упомянутые в перечне, причем касается это и компаний, работающих с ОЭЗ, и традиционных экспортеров. А без них не стоит рассчитывать на возврат налога.

    В результате сложилась парадоксальная ситуация: у компаний, работающих с особыми экономическими зонами, не может быть документов традиционных экспортеров. А обычные экспортеры при всем своем желании не могут представить в налоговую инспекцию контракты с резидентами ОЭЗ. Хотя, если следовать букве закона, они обязаны это сделать.

    Неточность была замечена почти сразу после принятия закона. Сначала с соответствующим заявлением выступила Федеральная налоговая служба, а чуть позже минфин пообещал оперативно исправить ситуацию. Несмотря на уверения ответственных лиц, что уже через месяц изменения будут подготовлены, пройти все протокольные этапы Госдумы подготовленные поправки успели лишь через полгода. После чего Совет Федерации их и вовсе "завернул".

    Для отклонения законопроекта у сенаторов нашлись веские причины. Дело в том, что наряду с поправками, устраняющими техническую неточность, законопроектом вносятся другие изменения, которые, по мнению Совета Федерации, ухудшают положение налогоплательщиков. Речь идет о положениях, касающихся нового ускоренного порядка возмещения НДС при капитальном строительстве.

    Законопроектом устанавливается особый порядок вычетов сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года.

    Возражения Правового управления аппарата Совета Федерации вызвали поправки в уже принятый закон, позволяющие принимать к вычету только те суммы налога, которые были уплачены в бюджет.

    "Исходя из смысла положений этой статьи, налогоплательщик вправе произвести налоговые вычеты по мере постановки на учет объектов капитального строительства или при их реализации независимо от того, были ли эти суммы налога фактически уплачены в бюджет или нет. То есть получается, что настоящий федеральный закон придает обратную силу действию правовых норм, ухудшающих положение налогоплательщиков, фактически отменяющих это право на весь период его действия", - заявил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету Владимир Петров.

    На основании этого с формальной точки зрения налогоплательщики, которые воспользовались данным правом, будут обязаны не только восстановить принятые к вычету суммы налога, но и уплатить соответствующие пени и штрафы. Такое регулирование противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 2 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым законы, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

    "Свои ошибки надо исправлять, но не допускать новых ошибок. Закон нужный, но нельзя одобрять документ, вызывающий определенные сомнения", - заявил глава Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин.

    Теперь будет создана согласительная комиссия по доработке поправок. Предполагается, что законопроект вступит в действие только с 1 марта 2006 года. Так что правовой вакуум грозит затянуться. Эксперты объясняют, что возместить налог на добавленную стоимость за январь не удастся в любом случае. И, судя по всему, в феврале ситуация тоже не разрешится.

    Правда, есть письмо минфина от 12 января 2006 года, в котором всем экспортерам был гарантирован возврат налога. Однако поручиться за то, что ФНС будет следовать указаниям минфина, никто не может.

    Наша справка

    Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

    1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса;

    2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1.

    Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории;

    3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

    4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

    5) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

    6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

    7) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами.

    Поделиться