Значение предстоящего события трудно переоценить: в ходе сельхозпереписи предстоит заполнить информационный вакуум, который образовался ввиду многочисленных реформ, произошедших в аграрном секторе – в целом по стране и в каждом отдельно взятом регионе. За последние 15 лет возник новый сельскохозяйственный уклад, изменились земельные отношения: часть плодородных земель перешла в частную собственность, крестьянско-фермерские и индивидуальные хозяйства серьезно потеснили государственные и коллективные сельхозпредприятия, существенно возросла роль личных подсобных хозяйств. Результат всех этих процессов необходимо зафиксировать: точные данные о нынешнем состоянии "разноликого" агропромышленного комплекса помогут разработать стратегию развития сельского хозяйства и, конечно, будут способствовать эффективной реализации национального проекта.
Одна только подготовка к этому масштабному мероприятию выявила множество проблем, до решения которых – не будь сельхозпереписи – неизвестно, когда бы руки дошли.
Предстоящее в июле событие – неплохой повод (особенно для сельских населенных пунктов) привести, наконец, в цивилизованный вид систему уличного ориентирования – в частности, указатели с названием улиц и номерами домов.
Подготовка к переписи выявила еще одну, до селе скрытую, проблему: в городах области (особенно это касается Воронежа) доподлинно не знают, какое именно количество садоводческих и огороднических объединений находится в их "владениях", не говоря уж о численности собственно садоводов и огородников. Получается, что сельскохозяйственные "трудодни" горожан до сего времени не очень-то интересовали местные власти, хотя, как ни крути, – это часть городской экономики, ее неотъемлемая продовольственная составляющая.
По словам руководителя воронежского управления Росстата Натальи Ткаличевой, самым сложный этап – составление перечня объектов, подлежащих переписи. К примеру, база данных, предоставленная Роснедвижимостью, оказалась не только несистематизированной, но и – процентов на 50 – неполной (некоторые районы вообще исчезли с карты области). Поэтому необходимую информацию пришлось собирать, что называется, вручную: в каждом населенном пункте изучались так называемые книги похозяйственного учета (кстати, оказалось, что далеко не везде они имеются), и только затем все данные сводились в один электронный документ.
Аналогичная история произошла с географическими картами, присланными из московского научного центра, которые должны были стать для местных организаторов переписи своего рода руководством к действию. Но на поверку выяснилось, что на картах нанесены далеко не все населенные пункты, "потеряны" овраги, лесные массивы и даже – участками – автомобильные дороги федерального значения. Впрочем, есть надежда, что в ближайшее время все эти топографические недоразумения разрешатся – соответствующие поправки и замечания воронежских специалистов отправили куда положено.
И, наконец, перепись – это повод хотя бы ненадолго изменить к лучшему обстановку на рынке труда: уже начиная с апреля, на работу в качестве регистраторов (те, кто совершает предварительный обход территорий) будет принято около полусотни человек. После чего временный штат доукомплектуют координаторами, инструкторами и собственно переписчиками: всего на работу будет принято порядка пяти тысяч человек. Цифра существенная – к тому же, по словам начальника областной службы занятости Ольги Колесниковой, заработная плата в размере 3,3 тысяч рублей для многих селян станет каким-никаким подспорьем – особенно если учесть, что в прошлом году из сельхозпредприятий области было высвобождено более двух тысяч человек. После чего на селе резко подскочила безработица – в некоторых населенных пунктах число претендентов на одну вакансию доходит до 16 человек. Также к работе "в полевых" условиях планируется привлечь активных общественников (председателей уличкомов, садовых товариществ), которым люди доверяют и с которыми скорее пойдут на контакт. Также будут задействованы студенты агроуниверситета и экономических факультетов, которые кроме подработки получат еще и зачет по практике.
Кстати, воронежская коллегия федеральных органов исполнительной власти при представителе президента в Центральном федеральном округе, где обсуждались проблемы, возникающие в ходе подготовки к переписной кампании, приняла решение обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития, которое отвечает за "зарплатную" составляющую в организации переписи, с тем, чтобы к оплате труда переписчика подошли дифференцированно. В частности, по мнению специалистов, было бы неплохо увеличить оплату тем, кто будет переписывать дачи. Поскольку, как объяснил глава Рамонского (пригородного) района Владимир Астанин, дачники – народ "мигрирующий" и застать их на собственной делянке не так-то просто, так что переписчику придется наведываться на "фазенды" не раз и не два. К тому же дачный массив занимает достаточно большое пространство, и чтобы обойти его понадобится много сил и времени. Соответственно и оплата труда "дачного" переписчика должна быть несколько выше статистической.
Справка "РГ"
В Воронежской области переписи подлежат 828 крупных и средних хозяйства (им доверили право самостоятельно заполнять опросные листы), 467 малых сельхозпредприятий, 195 подсобных хозяйств, принадлежащих несельскохозяйственным организациям, 3840 крестьянских (фермерских) хозяйств, 369 индивидуальных предпринимателей, 731 садоводческое и 66 огороднических объединений, 584,3 тысяч граждан сельских и городских поселений, имеющих земельные участки, плюс семь закрытых учреждений – проще говоря, колонии, где осужденные занимаются сельхозтрудом и куда в качестве переписчиков отправятся сотрудники правоохранительных органов.
Выяснилось, что на картах нанесены далеко не все населенные пункты, "потеряны" овраги, лесные массивы и даже автомобильные дороги федерального значения