Как отмечают страховщики, приказы эти являются революционными, потому что приказ по страховым резервам по ряду позиций более жесткий по сравнению с международными требованиями. Что касается собственных средств страховых компаний, то теперь они будут адекватны тем же международным стандартам. Единственный плюс - в том, что эффект от этих документов будет ощущаться где-то через полтора года. К тому времени страховщики должны будут привести в соответствие с новыми требованиями собственные средства. Для того чтобы это сделать, часть компаний попытается выставить себя на продажу, другая будет сливаться с более крупными компаниями, ну и, наконец, недобросовестные компании пойдут на демпинг с одной-единственной целью - собрать деньги и уйти с рынка.
Одновременно с этим будут повышены требования и к минимальному размеру уставного капитала в зависимости от видов деятельности. Для универсального страховщика порог составит 20 миллионов рублей, для перестрахования - 80 миллионов рублей, а для страхования жизни - 40 миллионов.
Таким образом, считают в страхнадзоре, компании уже получили ориентиры, по которым им придется жить в ближайшее время. Вполне вероятно, что чем дальше, тем требования будут более строгими. Ведь за вступлением России в ВТО на этом сегменте рынка будет конкуренция куда более жесткая, чем в банковском секторе. Поэтому, поясняют в минфине, именно сегодня приходится повышать надежность компаний, которые занимаются реальным страхованием. Таковых насчитывается около 300, а примерно 550 компаний существуют только на бумаге.
Немаловажный фактор, который предстоит решить уже в этом году, отмечают в страхнадзоре, - урегулирование отношений между страховщиками и клиентами. Сегодня, согласно действующему законодательству, все споры между страховщиком и страхователем решаются в суде. Исходя из наработанной судебной практики видно, что большинство конфликтов вообще не имеет разрешения. Причина либо в отсутствии законодательной базы, регулирующей такого рода конфликты, либо же в наличии огромных пробелов в страховом законодательстве. В минфине объясняют это молодостью российского страхового рынка. Но, на наш взгляд, дело, скорее, в другом. Просто руки ни у чиновников, ни у законодателей пока не дошли до страховщиков. Да и большинству российских граждан добровольная страховка явно не по карману.
Между тем
Российские компании, отмечают в страхнадзоре, реально становятся конкурентами западных страховщиков. Причем у отечественных компаний есть ряд преимуществ: они знают наш рынок, потребителей страховых услуг, специфику законодательства.