По данным Главного управления кадров минобороны, более 205 тысяч "афганцев" с законной гордостью причисляют себя к орденоносцам. Но примерно восемь тысяч орденов и медалей советской поры до сих пор пылятся в сейфах в ожидании хозяев. Таковы уж парадоксы нашего времени: давно нет на свете Советского Союза, а боевые награды несуществующего государства - новенькие Красные Звезды и Красные Знамена - по-прежнему прикрепляют к лацканам форменных мундиров и гражданских пиджаков.
В семнадцатую годовщину вывода Ограниченного контингента из Афганистана Сергей Иванов это делал с особым удовольствием. В здание министерства на Арбате он пригласил три десятка бывших и действующих солдат и офицеров из Москвы и Подмосковья. Все они отличились в последние дни службы "за речкой", но по разным причинам не получили награды вовремя. Ордена и медали отыскались спустя годы, и от этого, возможно, будут цениться ветеранами дороже.
Свою Красную Звезду Александр Семанин обрел аккурат в день рождения. Министр был в курсе и вслед за удостоверением и наградной коробочкой передал полковнику огромный букет. Из Афганистана Семанин уходил капитаном, заместителем начальника штаба полка. Сейчас он полковник, преподаватель в Общевойсковой академии Вооруженных сил.
Другой вчерашний юбиляр - Сергей Марталов - хоть и уволился из армии три года назад, но на полставки работает в родном "почтовом ящике". Юбиляром мы назвали ветерана не случайно. 14 февраля он, конечно, не родился, но свои награды отставник получил от министра первым, причем сразу две - ордена Красной Звезды и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III-й степени. Как и многие "афганцы", перед посторонними о подробностях той войны Марталов распространяться не любит. Говорит: "Служил, как все". Поэтому уточним для непосвященных: в Афгане майор занимался обеспечением частей горючим и, как полыхают на обочинах подбитые душманами цистерны, знает не по чужим рассказам.
прямая речь |
Борис Громов,
губернатор Московской области, председатель Всероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство":
- Самый сложный для меня период был связан с подготовкой и выводом 40-й армии из Афганистана. Честно говоря, я даже не представлял, как такую махину можно передислоцировать в условиях боевых действий. Поэтому расчет строился на том, чтобы вообще избежать потерь или по меньшей мере свести их к минимуму. Считаю, что это удалось.
Почему до сих пор не вручены все награды "афганцам"? Причины тут разные: кто-то после увольнения поменял место жительства, на кого-то в наградной карточке написали неточные данные, и так далее. Уверен на сто процентов, что злого умысла и вины министерства обороны в том нет. По сравнению с общим количеством награжденных это капля в море. Фамилии солдат и офицеров, которых представляли за Афган к наградам, известны не только в России, но и бывших республиках Союза. Рано или поздно ордена и медали их найдут.