О труде следователей корреспонденту "РГ" в Генеральной прокуратуре сказали очень скупо и официально - "в результате длительной, скрупулезной работы прокуратурой области собраны доказательства причастности к совершению преступления Алексея Аникина, Сергея Малютина, Алексея Бритова."
Расследование убийства генерала действительно проходило очень непросто и на это потребовалось почти четыре года. Но его все-таки раскрыли и это большая победа следствия.
Трагедия случилась ночью 21 мая 2002 года, когда в окно квартиры генерал-майора бросили три бутылки со смесью солярки и керосина. Возник сильный пожар. Родители смогли спасти единственного ребенка - сына Ивана, но сами пострадали. И больше всего - генерал. Его состояние назвали очень тяжелым, а ожоги занимали до 80 процентов тела. Гамов на следующий день перенес клиническую смерть, и шансов выжить у него оказалось немного. Тогда приняли решение - просить о помощи японских медиков. Супругов доставили в соседнюю страну, но генерал все же умер в госпитале японского города Саппоро. А его жену врачи смогли спасти.
Сразу после убийства была создана следственно-оперативная группа с оперативниками милиции, ФСБ и пограничников. Проверялись абсолютно все версии. Но об одной из них - мести рыбной мафии - заговорили буквально наутро после трагедии. Причем все - и следователи, и местные жители. Тогда же озвучили и имя одного из подозреваемых - Алексея Аникина. Задержать его не удалось, и он был объявлен в розыск, позже ему заочно предъявили обвинение. Были по этому делу и другие задержанные. Но по их показаниям выходило, что именно Аникин бросал бутылки в окно генеральской квартиры. Все задержанные и подозреваемые работали в фирмах, принадлежащих Василию Наумову. У следствия были подозрения, что именно он стал заказчиком преступления.
В определенных кругах у этого человека было другое имя - Якут. Но следствие до Наумова-Якута не дотянулось. Вскоре 54-летний Наумов был убит в южнокорейском портовом городе Пусан прямо у порога дома. Эксперты говорили, что практически весь нелегальный сбыт российской контрабанды в Корею и Японию курировал именно Наумов. Его прибыли оценивали в три миллиарда долларов в год. В российский суд дело на рыболовецкую компанию Якута передал именно генерал Гамов.
Одно из требований Виталия Гамова было - снабдить все рыболовецкие суда датчиками, чтобы береговая охрана могла видеть их перемещение. Для кого-то это означало одно - потерю бизнеса и соответственно колоссальных прибылей.
Сейчас, после окончания следствия, Аникина обвиняют по огромному количеству уголовных статей, причем самым тяжелым.
У двух других обвиняемых Алексея Бритова и Сергея Малютина уголовных статей не меньше и они практически те же самые. Этих граждан задержали за пределами России, и они вернулись на Сахалин не по собственной воле.