Уже на этой неделе правительство будет решать судьбу закрытых акционерных обществ. Министр экономического развития и торговли Герман Греф сообщил, что это произойдет в рамках обсуждения "двух ключевых документов" - концепции развития корпоративного законодательства и концепции развития финансовых рынков.
Напомним, что нынешняя экономическая неделя стартовала с сенсационного предложения Германа Грефа о полном пересмотре существующего деления акционерных обществ на открытые и закрытые. По его оценке, это необходимо, поскольку законодательство не обеспечивает притока инвестиций в экономику. Сейчас в России больше 40 тысяч акционерных обществ, а на фондовом рынке торгуются акции всего двухсот из них. А 98 процентов капитализации российского рынка акций обеспечивают бумаги 40 компаний, которые у всех на слуху.
Между тем, считает министр, нельзя упустить шанс использовать потенциал бурно растущего фондового рынка: "Речь идет о выборе нашей будущей модели корпоративной части экономики". Отстройка такой модели и начнется с двух внесенных в правительство концепций. Кстати, они уже прошли согласования в комитетах Госдумы и могут быть быстро внесены в парламент в случае одобрения кабинетом министров.
Очевидно, что инициатива минэкономразвития затронет в основном средние российские предприятия с числом работающих 1-2 тысячи человек, которые в большинстве своем "упакованы" в организационно-правовую форму ЗАО. В случае внесения соответствующих поправок в Гражданский кодекс и "ликвидации ЗАО как класса" перед ними встанет дилемма: стать ОАО или ООО. При этом ясно, что симпатии реформаторов всецело на стороне трансформации в открытые АО, поскольку эта форма дает бизнесу новые источники инвестиций.
В самом деле, у них появляется возможность брать банковские кредиты под залог акций, проводить дополнительную эмиссию акций для увеличения капитала. Наконец, проводить столь модное сейчас первичное размещение акций на фондовых площадках.
Но есть и существенные риски, сыскать "противоядие" от которых будет в условиях наших реалий весьма непросто. Прежде всего, открытые АО гораздо более уязвимы для атак рейдеров. Они, как известно, "работают" по налаженной схеме. Для "зацепки" покупается небольшой пакет акций компании, затем он доводится до 10-12 процентов. Затем подается иск в суд об аресте контрольного пакета. И после такой подготовки оказывается, что на собрании акционеров рейдер имеет большинство голосов и проводит своих людей в правление. Но вот с ЗАО такой номер обычно не проходит: купить даже одну долю можно лишь с согласия всех совладельцев.
Эксперты отмечают и другую опасность для бизнеса, возможно, еще более серьезную. Если реформа стартует, то при массовой перерегистрации ЗАО более чем вероятно "заинтересованное внимание" местных властей к этому процессу. И может получиться, что в ходе "распаковки" в состав совладельцев "нового старого" предприятия войдут лица или структуры, которые не имели отношения к прежнему ЗАО.
В целом стоит заметить, что Герман Греф подвел юридический итог переходному периоду российской экономики. Сейчас деление акционерных обществ на открытые и закрытые уже себя изжило. Экономический смысл двух организационно-правовых форм сейчас идентичен.