15.02.2006 04:00
    Поделиться

    Госдума взялась за армейскую дисциплину

    После трагического происшествия в Челябинске минуло уже почти полтора месяца, но председатель Комитета по обороне Виктор Заварзин объяснил такое промедление тем, что депутаты "не шли впереди лошади", "давая возможность прокуратуре и другим органам поработать". А заодно - самостоятельно изучали обстановку.

    Но теперь пришло время для обобщения информации и выводов. Заварзин предложил участникам заседания, на которое были приглашены и коллеги из думского Комитета по безопасности, и представители военных - статс-секретарь, замминистра обороны Николай Панков, начальник управления воспитательной работы Николай Резник, главный военный прокурор Александр Савенков, - и даже священник, сосредоточиться на главном: что конкретно в системе правопорядка в Вооруженных силах дает сбои, каких элементов не хватает, нужны ли дополнительные средства и сколько. "Мы не можем сегодня размывать такую категорию, как армия, которая выполняет самую главенствующую задачу - сохраняет обороноспособность и безопасность нашего государства", - сказал он, напомнив, что "армия - это срез общества, каковы межличностные отношения в нем, таковы и в армии, насколько человек в обществе социально и юридически защищен, настолько следует ожидать от него отдачи в армейском строю". "Проблемы дисциплины и преступности - это не чисто армейские проблемы", -считает Заварзин. Поэтому, по его словам, "и меры должны быть не только армейского масштаба, но и государственного". Он посоветовал в первую очередь обратить внимание на ситуацию в молодежной среде, начиная с дошкольного воспитания. "Дедовщине" учат уже в школе, когда "учительница заставляет детей вылизывать пол". Потом они вырастают и несут усвоенные уроки в Вооруженные силы. Заварзин призвал участников заседания "определить комплекс мер по совершенствованию, а может быть, и коренной реконструкции воспитательной и дисциплинарной системы". На этом журналистов попросили покинуть зал. Меры комитет определял уже в закрытом режиме - "для служебного пользования".

    Прессе рассказали о них только в общих чертах. Есть те, "которые должны быть решены законодателем", и те, что вполне возможно решить внутри ведомства". "Если все предложения, которые обсуждались, будут восприняты органами исполнительной власти, мы можем существенно продвинуться по пути укрепления законности в Вооруженных силах".

    Предлагалось повышать сплоченность воинских коллективов и их социальную защищенность. Участники заседания согласились с тем, что социальными проблемами в армии обязано заниматься государство. Те военнослужащие, которые занимаются "непосредственно с людьми, должны почувствовать улучшение своего материального состояния".

    Особо было сказано о низшем звене армии которое, "мягко сказать, недорабатывает". По словам Заварзина, "это сержант, офицер". Сержант, по мнению Заварзина, должен решительным образом измениться. Желательно, чтобы он все-таки был на контракте, имел высшее образование, круглосуточно жил казармой, знал, что происходит в ней и мог влиять "в положительном плане". Для этого требуется "пересмотреть подготовку сержантов". Нужно, считает Заварзин, чтобы им "преподавались науки воспитательного направления и вопросы юриспруденции".

    Атмосферу в армии, по мнению Заварзина, может изменить и сокращение отсрочек от призыва на срочную службу. "Я за то, чтобы отсрочки минимизировать", - сказал глава профильного комитета, заметив при этом, что именно их обилие усугубило положение с армейской дисциплиной - создалось мнение, что служить не надо, в армии все плохо. "Хотя по мониторингу, который проводится, - сообщил Заварзин, - более семидесяти подразделений живут без происшествий и преступлений".

    Заварзин пообещал "учебу студентов не трогать", но тем, "кто скрывается от армии, всяким артистам, образно говоря", спуску не давать. В том числе это коснется и детей высших чиновников, которые не идут служить. "Мы будем отслеживать также, чтобы не было таких случаев", - сказал Заварзин.

    Главный военный прокурор Александр Савенков абсолютно уверен, что в войсках должны быть военные священники. В Главной военной прокуратуре соответствующий законопроект уже подготовлен и направлен в минобороны, в профильные комитеты Госдумы. Член Общественной палаты Анатолий Кучерена считает, что следует информировать родителей, куда призывается их ребенок, в какую часть он попал и какие порядки там. Полное искоренение армейского недуга участники заседания не гарантировали, но выразили готовность совместно работать, чтобы "снизить негативные моменты до самой низкой планки, которая существует".

    Поделиться