16.02.2006 00:08
    Поделиться

    У Дальнего Востока ухудшились экономические показатели

    Например, основной показатель — объем валового регионального продукта (ВРП) ниже на два процента, чем в целом по России. Он составил 802,7 миллиарда рублей. При этом наибольшие темпы развития региональной экономики наблюдаются в трех дальневосточных территориях: Сахалинской области, Еврейской автономной области и Приморском крае. Более трети прироста валового регионального продукта обеспечивает сфера производства услуг: 22,1 процента — торговля и общественное питание, 13 процентов — транспорт и связь, на долю промышленности приходится пятая часть прироста ВРП, строительства — 14,9 процента, сельского и лесного хозяйства — лишь 2,7 процента. Замедление роста ВРП коснулось промышленного комплекса, а также транспорта и связи.

    Как слышно?

    На минувшей неделе в поселке Бычиха Хабаровского края наблюдалось столпотворение: полпред Камиль Исхаков на виду у сельчан звонил в Казань по таксофону общего доступа. Наблюдали за происходящим министр информационных технологий и связи России Леонид Рейман и губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, принявшие участие в открытии первого в России центра универсальной связи. Полпред убедился, что связь двусторонняя: принял звонок, поступивший из Казани на этот таксофон. В то, что отныне в населенных пунктах появятся таксофоны, с которых можно не только звонить внутри города или поселка, но и подключиться к Интернету, теперь поверили многие. Универсальные услуги связи призваны обеспечить минимальным набором социально доступных услуг связи сотни нетелефонизированных населенных пунктов Дальнего Востока — сегодня их насчитывается 656. Это неудивительно: к нам позже приходит сотовая связь и внедрение спектра новых услуг. Темпы роста доходов от услуг связи в округе высоки: он на третьем месте среди других федеральных округов.

    По уровню же плотности фиксированной связи округ занимает четвертое место в России, причем наибольшая телефонная плотность достигнута в Магаданской области и на Чукотке, а наименьшая — в Амурской области (19,4 телефонных абонента на сто человек).

    Уровни телефонизации города и села различны: если почти каждый второй житель Магадана имеет фиксированную связь, то из каждых ста сельских жителей области телефон есть лишь у четверти. Похожая ситуация — на Чукотке.Самые телефонизированные — приморцы, у них на сто человек — 90 абонентов. Всемирная паутина доступна одному из двенадцати дальневосточников. И все же уныния у связистов нет. Перспективно на Дальнем Востоке создание новых спутниковых телекоммуникационных сетей, ведь спутниковая система связи во многих случаях бывает дешевле наземной. В рамках проекта создания спутниковой мультисервисной телекоммуникационной сети планируется установить 280 станций спутниковой связи, в том числе в краевых, областных, районных центрах и других населенных пунктах округа. Это кстати, актуально для подключения школ, почтовых отделений и медицинских учреждений к сети Интернет. Не за горами — цифровой формат телевещания. Так что застоя в телекоммуникационной отрасли в регионе нет: это направление меньше зависит от поставщиков, конкурентов, погоды, качества рабочих рук, износа фондов — в общем, от того, что тянет назад нашу промышленность и сельское хозяйство.

    Минус процент

    Доля промышленного сектора в валовом региональном продукте снизилась за год на процент. Это небольшая цифра, но она отражает отрицательную динамику. Борьба с «графиком падения» велась еще при полпреде Константине Пуликовском, когда были определены 11 приоритетных направлений для инвестиций в Дальневосточном округе. Предложения регионов ушли в Москву — в минтранс, минфин, минэкономразвития…

    После поездок премьера Фрадкова по Дальнему Востоку ряд федеральных ведомств получил поручения. Одновременно была подвергнута «мозговому штурму» и перетряске федерально-целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года». Самый ее слабый аспект — финансирование.

    А кто из губернаторов не мечтает об особых экономических зонах? Именно налоговые послабления, возможность оставлять часть средств на территории и создавать социальную инфраструктуру наиболее привлекает в теме ОЭЗ. Подобные зоны — оазис для инвесторов. На конкурс, объявленный минэкономразвития, ушли шесть дальневосточных заявок, не принята, к разочарованию субъектов, ни одна. Вердикт комиссии суров: предложения дальневосточников плохо проработаны. Это обидно, но еще есть шанс: по словам министра Германа Грефа, во второй половине этого года пройдет еще один конкурс по промышленно-производственным зонам — для регионов Сибири и Дальнего Востока, не прорвавшихся в первую шестерку «пионеров ОЭЗ».

    Жизнь или кошелек?

    Реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с декабрем 2004 года выросли в восьми из десяти субъектов Федерации округа. Несколько «похудел» кошелек у населения в Амурской и Камчатской областях. С наступлением 2006 года подлили масла в огонь новые тарифы на ЖКУ: около полутора тысяч человек протестовали на главной площади Благовещенска против скачка цен на них и требовали отставки губернатора Амурской области и мэра областного центра и отмены завышенных тарифов. Власти после суда были в некотором смятении: с одной стороны, надо тарифы приводить в соответствие с федеральными, с другой — резкий их рост чреват волнениями электората.

    А изменится ли жизнь камчатцев после образования объединенного Камчатского края? Ведь именно это условие ставил условием объединения президент. В социсследованиях жители этих территорий отмечают главные проблемы: низкие пенсии, незащищенность, безработица, недостаток рабочих мест, плохое коммунальное обслуживание при высокой стоимости коммунальных услуг. Ухудшение жизни на полуострове граждане, к сожалению, связывают с безграмотными действиями власти и вспоминают о прежней жизни, когда въезд на полуостров был ограниченным, а люди имели льготы по пролету на материк…

    В экономической статистике округа немало плюсов. Например, в 2005 году в Дальневосточном регионе выросли консолидированные поступления от налогов — в целом на 33 процента. Но назвать Дальний Восток благословенным все еще нельзя — хотя бы по экономическим причинам. Цены на жилье во Владивостоке и Хабаровске держатся всегда на уровне московских и питерских. И хотя строят в округе много (введено в эксплуатацию 133 процента жилья к уровню прошлого года), доступность этих квартир под вопросом. В Магаданской области и Корякии, например, жилищное строительство практически не ведется. Как результат — трудо­способные дальневосточники ищут места, где потеплей и поцивилизованней живется, где зарплаты хватает не только на оплату ЖКУ. Освободившуюся нишу занимают все чаще иностранные рабочие, в том числе и китайские.

    — Да, иностранцев у нас много. Но без них наш округ не может жить и существовать, — сказал Камиль Исхаков и выразил надежду, что реализация национальных приоритетных проектов на территории Дальнего Востока сможет закрепить людей в этом регионе, а также привлечь сюда соотечественников, ныне живущих в странах ближнего зарубежья.

    Поделиться