В нашей стране едва ли найдется взрослый человек, который хотя бы раз в своей жизни не напевал про себя песню из фильма "Я шагаю по Москве", не помнил бы сцены погони из фильма Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля", которую без музыки Андрея Петрова представить так же невозможно, как без гениальной игры Георгия Жженова и Иннокентия Смоктуновского.
Впрочем, трудно перечислить все фильмы, которые благодаря Андрею Петрову стали не только кинематографическими, но и музыкальными шедеврами. Его сочинения звучат почти во всех фильмах Эльдара Рязанова и во многих картинах Георгия Данелии. А дебютировал он в кинематографе музыкой к популярнейшему фильму 60-х годов "Человек-амфибия".
Андрей Павлович родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде. Окончил музыкальное училище имени Римского-Корсакова (1945-1949) и Ленинградскую государственную консерваторию (1949-1954).
В 1958 году Петров написал балет "Берег надежды", поставленный в Кировском театре Игорем Бельским. Впоследствии он шел на сценах Москвы, Кишинева, Таллина, Одессы.
В 1967 году за песни "Я шагаю по Москве", "Голубые города", "Песня о моем отце" и "Песня о друге" Андрей Петров был удостоен Госпремии СССР. В 1976 году за оперу "Петр I" ему присуждена вторая Государственная премия СССР. В 1995 году он получил Государственную премию РФ за симфонию-фантазию "Мастер и Маргарита" и за концерт для фортепиано с оркестром. В 1976 году ему присвоили звание народного артиста РСФСР, а в 1980 году - народного артиста СССР. Он получил "Нику" за музыку к фильму "Небеса обетованные". В 1997 году удостоен премии "Золотой Овен" за заслуги в отечественном кинематографе.
Работы Петрова последних лет были очень разнообразны: балет "Мастер и Маргарита" для балетной труппы Бориса Эйфмана, фортепианный концерт для американского пианиста Дерека Хана, вариации для оркестра на тему Мусоргского. Недавно композитором были написаны две симфонии и струнный квартет на темы протестантских гимнов, премьеры которых состоялись в Южной Корее.
Последнее пятилетие связывало композитора с международным театральным центром "Юджина О Нила" (США). Премьера совместной с бродвейским коллективом постановки мюзикла "Капитанская дочка" состоялась в 2002 году в США и в марте 2003 года в России. Музыка Андрея Петрова в исполнении отечественных и зарубежных коллективов и солистов звучала и продолжает звучать во многих странах мира - Польше, Чехословакии, Болгарии, США, Англии, Франции, Германии, Южной Корее, Японии.
В своем творчестве Андрей Петров развивал традиции русской классической музыки, а также своего выдающегося современника Дмитрия Шостаковича, который когда-то написал о нем: "Меня восхищает его плодотворная работа в разнообразных жанрах. Петров обладает яркой композиторской индивидуальностью".
Говорит Георгий Данелия:
- Это был мой лучший друг. Он был удивительно светлый человек. Есть такое понятие - "светлый ангел", к нему бы оно очень подошло. Чтобы понять, какой он был, достаточно послушать его музыку. Такую открытую, такую оптимистичную, всегда добрую, всегда человечную. Я с ним работал сорок пять лет. И я ни разу не видел его угрюмым, сердитым, раздраженным. Это всегда был очень внимательный, благонастроенный к людям человек. Конечно, его музыка во многом сделала те фильмы, над которыми мы работали вместе. И конечно, прежде всего - "Я шагаю по Москве". Этот фильм жив и известен сегодня в основном благодаря прекрасной музыке Андрея. А сделали мы с ним фильмов много...
Читайте также: Интервью Андрея Петрова в "Российской газете"
02.09.2005 Нечеловеческая музыка
04.08.2005 Андрей Петров: От симфонии до рэпа
17.06.2004 Андрей Петров: Идти в депутаты - не дело художника
20.01.2004 Грифомания