20.02.2006 04:00
    Поделиться

    Михаил Маргелов: Центр тяжести международной политики смещается на Восток

    Обычно темы саммита выбирает председатель, разумеется, согласовав ее со всеми участниками. Поэтому повестки дня заседаний "восьмерки" удовлетворяют интересам всех представленных в этом институте стран.

    Россия первым пунктом обсуждений действительно предложила вопросы энергетической безопасности. При этом, конечно же, ни о каком "зауживании" роли Москвы в "большой восьмерке" речь не идет. Более того, энергетическая безопасность - тема глобального интереса, а "восьмерка" занимается именно глобальными проблемами.

    Потребность в энергоносителях, вопреки прогнозам, постоянно растет. В постиндустриальных странах спрос на нефть и газ как минимум не снижается, а в странах развивающихся год от года заметно увеличивается.

    Глобальная энергетическая проблема - одна из важнейших причин международной нестабильности. Речь идет о несовпадении мест, где расположены мировые запасы нефти, и районов ее наибольшего потребления. Это противоречие находилось в основе "нефтяного кризиса" 70-х годов прошлого века, следствием которого стала борьба за контроль над углеводородными ресурсами. Эта борьба возродила у главных мировых игроков геополитическое мышление столетней давности, пристальное внимание Запада к государствам-экспортерам, транзитным территориям, портовым терминалам и маршрутам трубопроводов.

    Нефтяной след при желании можно найти практически в любом значимом международном событии. На это указывают не только тома соответствующих исследований, но и живая практика "распространения демократии", "цветных революций" и "гуманитарных интервенций". Россия - единственная из государств "восьмерки" страна, которая не ввозит, а вывозит энергоносители, своего рода ОПЕК в стане потребителей нефти и газа. Это, конечно же, повышает ее роль и авторитет в "восьмерке" и в мире.

    Председательство России в "восьмерке" может спровоцировать новый шквал критики в адрес нашей страны. Но объем такой критики зависит от того, насколько наша политика становится самостоятельной. И если в этом году объем критических замечаний в адрес Москвы возрастет, то, как говорится, по совокупности не только в связи с нашим председательством в "восьмерке".

    На самом деле нас критикуют не за процедуру выборов губернаторов. Нас критикуют за нашу самостоятельную восточную политику, за укрепление Шанхайской организации сотрудничества, за приверженность многополярному миру, за неприятие "распространения демократии". А также за то, что встает на ноги наш оборонный комплекс, за наличие энергетических ресурсов, которые мы стали использовать в своих интересах, за отстаивание суверенитета. При этом критикам безразлично, что во многих демократических по западным меркам странах глав регионов назначают, что в США, Китае, Израиле действует полный запрет на финансирование деятельности общественных организаций из-за рубежа, а новый закон России вводит только определенные ограничения. Таким образом, председательство в "восьмерке" - это только повод для усиления критики, а вот причины ее иные.

    В будущем возможно увеличится и формат встреч "восьмерки". По мнению многих авторитетных экспертов, многовековое доминирование Запада постепенно и неуклонно сходит на нет. Уже сегодня центр тяжести международной политики смещается на Восток. Этим, собственно, и объясняется активность России на восточном направлении, в том числе - российской энергетической политики.

    Решения "восьмерки", принятые в Санкт-Петербурге, как, впрочем, любой саммит такого уровня, дают новый импульс решению международных проблем. Пока преждевременно говорить о конкретном содержании документов, которые предполагается принять на этой встрече. Но надо полагать, в них много будет сказано, например, о мерах по торможению цен на энергоносители и по диверсификации поставок углеводородов. Можно надеяться, что более активно продолжится "энергетический диалог" России и США. Будут, наверное, какие-то общие решения, связанные с проблемами добычи и транспортировки природного газа.

    Кстати

    Обеспечение глобальной энергетической безопасности требует политических решений, затрагивающих большой круг стран за пределами "восьмерки". Но главы ведущих государств мира для того и собираются, чтобы решать проблемы подобного масштаба.

    Подготовила Надежда Сорокина

    Поделиться