21.02.2006 00:20
    Поделиться

    Дальний Восток: деревня не верит во власть

    Обязаны выжить!

    Сворачиваем с оживленной трассы Владивосток - Хабаровск на ухабистую дорогу в 18 километрах от районного центра. Кроме бикинского начальства, водителя рейсового автобуса да медиков "скорой помощи" из города в этот мир почти никто не заглядывает, и даже операторы сотовой связи обошли его стороной. В полдень среди белого безмолвия и останков брошенных хат - ни души. Признаки жизни - дымок над крышами нескольких домов да редкий лай собак из-за заборов. Здесь нет ни школы, ни детского сада, вся молодежь днем в городе.

    Глава администрации приглашает нас в жарко натопленную представительскую избу и начинает с рассказа о ресурсах. В подчинении у Ольги Шаровой два чиновника - бухгалтер и специалист. Технический арсенал - антенна для связи деревни с внешним миром и нераспечатанная упаковка с новым компьютером. На рабочем столе - перечень полномочий в рамках закона о местном самоуправлении.

    "Обязаны выжить"! - с этого утверждения начинает конкретный разговор председатель районного собрания депутатов Валерий Мазур - автор большинства "деревенских" положений, принятых местными думцами в канун 2005 года. Молодая хозяйка сельсовета Ольга Шарова делится секретом - как удается ей удержаться на волне 131-го ФЗ: "Единственный для нас пока способ решить любую проблему - шевелить районное начальство и идти на поклон к спонсорам". "Настойчиво-поклонным методом" Ольге Шаровой удалось пользоваться в последнее время действительно немало. Например, обеспечить "энергетический комплекс" Бойцово, самостоятельно договорившись с местным предприятием о подвозе дров для земляков. Сгоревшая в дальневосточной глубинке водонапорная колонка - это вопрос выживания. Возить воду флягами долго не пришлось, и дожидаться помощи свыше, как обычно, глава поселения не стала. Подняла на ноги представителей трех государственных организаций, но новую бетонную колонку все же построила. Этим же методом Шарова обещает вскоре сделать в деревне и автобусную остановку, и силовую установку для подключения выездной флюорографической лаборатории.

    Кому в Бойцово жить хорошо?

    Еще одно достижение полновластной управительницы в новом году - открытие первого в селе магазина взамен залетной автолавки. Во время посещения единственного на всю округу очага бизнеса мы застали момент выгрузки товаров, которые, по предварительному заказу бойцовцев, теперь регулярно подвозит предприниматель из соседней Лермонтовки. В местном минимаркете нет только водки. Однако это вовсе не введение "сухого закона". Таких прав нет в новом перечне полномочий главы поселения. Просто местные жители гонят свой фирменный напиток - сороко­градусную "Бойцовку".

    2005 год унес жизни 399 жителей Бикинского района, причем одни из основных причин смерти - пьянки и драки. Селу Бойцово с правоохранительными органами, можно сказать, еще повезло. На хуторе Перелесок, относящемся по административной карте к основному поселению, проживает свой вооруженный защитник - сотрудник патрульно-постовой службы Роман Лыков. После возвращения домой с дежурства ему приходится вместо отдыха наводить порядок в деревне, славящейся самогоном.

    Жители не верят во всесильность власти.

    "Нам непонятно, откуда в районе берутся средства для содержания штата сельской администрации? - пишет жительница Бойцово Валентина Савина в редакцию газеты.

    - И главное - для чего нужен этот штат?". На вопросы: почему не работает колонка, нет второй автобусной остановки, не чистятся кюветы, ответ один: нет денег и возможности.

    Все чаще селяне задают вопрос - нужна ли нам сельская администрация с министерскими окладами? Были же раньше в селах старосты, отвечающие за порядок, пожарную безопасность, состояние дорог, снабжение дровами. Надо убрать в вымирающих селах администрацию, назначить старосту, а на сэкономленные деньги принять тракториста, который и землю вспашет, и дрова привезет.

    Многие из проблем, изложенных в письме, написанном накануне вступления в силу закона о местном самоуправлении, успешно решены в первые же недели нового года. А могущество старосты, по которому ностальгируют деревенские пенсионеры, ничем практически не уступает двадцати семи новым полномочиям глав сельских поселений. Однако и в районе недоумевают - как заработать колоссальные суммы, которых требует возрождение девяти проблемных деревень с угасающим сельскохозяйственным комплексом?

    Валерий Мазур пытается черпать отечественный опыт зарабатывания денег на селе: на днях он задумался, посмотрев телевизионный сюжет о приволжской деревне, где пробуют пополнить сельскую казну за счет продажи веников в вакуумной упаковке и на рекламе черной соли - единственном в округе природном ресурсе. А ведь на юге Хабаровского края, если посмотреть на карту изыскательских работ, есть кое-что покруче веников и соли!

    Поделиться