21.02.2006 03:39
Поделиться

Парламентарии исправят налоговую ошибку ценой в 210 миллиардов рублей

Напомним, что после того, как верхняя палата парламента отклонила законопроект, который исправлял ошибку, письма на имя Бориса Грызлова с просьбой разрешить конфликтную ситуацию направили два крупных предпринимательских объединения: "Деловая Россия" и РСПП. "Буквальное толкование пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса РФ не позволяет без предоставления документов, указанных в подпункте 5, подтвердить применение льготной ставки 0 процентов для всех экспортеров, в том числе и тех, которые не ввозят товары с территории Российской Федерации на территорию особой экономической зоны. При этом у таких экспортеров нет и не может быть документов, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса", - отмечается в письме, подписанном председателем "Деловой России" Борисом Титовым. "Затягивание принятия данного закона, равно как и перенос срока вступления его в силу означает для всего бизнеса огромные издержки, связанные с невозможностью на законных основаниях возместить суммы НДС", - подчеркивает Борис Титов.

Напомним, что в середине прошлого года в Налоговый кодекс были внесены изменения, касающиеся перечня документов, которые должны представить в налоговые органы налогоплательщики, претендующие на нулевую ставку НДС. Согласно им с нового года традиционный перечень документов дополнен специфическими бумагами, подтверждающими поставку товаров в собую экономическую зону (ОЭЗ). Эта поправка потребовалась потому, что согласно принятому в прошлом году Закону "Об особых экономических зонах в РФ" контрагенты участников ОЭЗ также получили право на нулевую ставку НДС.

Поправка предназначалась только для резидентов особых экономических зон, но из-за нечеткой формулировки получилось, что для получения возмещения НДС из бюджета налогоплательщики обязаны представить все бумаги, упомянутые в перечне, причем касается это и компаний, работающих с ОЭС, и традиционных экспортеров. Без этого не стоит рассчитывать на возврат налога.

В результате сложилась парадоксальная ситуация: у компаний, работающих с особыми экономическими зонами, не может быть документов традиционных экспортеров. А обычные не могут представить в налоговую инспекцию контракты с резидентам ОЭЗ, хотя, если следовать букве закона, обязаны это сделать.

Именно эту техническую неточность и был призван исправить указанный закон.

Однако при рассмотрении в Совете Федерации сенаторы усмотрели в тексте ряд норм, ухудшающих, по их мнению, положение налогоплательщиков. Исходя из смысла действующих положений, налогоплательщик вправе произвести налоговые вычеты по мере постановки на учет объектов капитального строительства или при их реализации независимо от того, были ли эти суммы налога фактически уплачены в бюджет или нет, то есть и в тех случаях, когда не завершены все расчеты с поставщиками. По мнению ряда членов Совета Федерации, предложенный федеральный закон задним числом отменяет это право с 1 января 2006 года и, следовательно, ухудшает положение налогоплательщиков.

Депутаты Государственной Думы не согласились с высказанными замечаниями и предложением доработать федеральный закон в согласительной комиссии. На пленарном заседании 15 февраля Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации 433 голосами. По процедуре теперь закон поступит на подпись президенту.