Валерий Зорькин снова стал председателем КС

Сюрприз получился и не получился одновременно. Тот факт, что Валерий Зорькин - явный фаворит предстоящего голосования, активно обсуждали еще накануне перевыборов. Имена его возможных конкурентов назывались, но большей частью не угадывались. Однако избрание самого Зорькина три года назад (в 2003-м он сменил председательствовавшего Марата Баглая) оказалось совершенно непредсказуемым, и потому делать прогнозы избегали даже эксперты, не одну собаку съевшие в этом суде.

Процедура голосования в КС проходила в два тура. По итогам первого рейтингового голосования Зорькин получил 16 голосов, его коллеги Николай Бондарь и Борис Эбзеев - по 9 голосов, четвертым в списке по числу голосов шел Геннадий Жилин. Ко второму голосованию Эбзеев свою кандидатуру отвел, а поскольку в бюллетене должно быть три фамилии, то судьи подавали голоса за Зорькина, Бондаря и Жилина. По словам зампреда КС Владимира Стрекозова, официально председательствовавшего на заседании, "14 голосов было подано за Зорькина, пять - против". Таким образом, Валерий Зорькин стал своего рода председателем-рекордсменом, он оказался первым судьей КС, возглавившим суд в третий раз.

"Абсолютно закономерный итог - суд высоко оценил трехлетний период работы Зорькина", - заметил Борис Эбзеев, комментируя выборы. А отвечая на вопрос, как будут складываться отношения между судьями сейчас, Эбзеев спокойно заметил, что "победа коллеги Зорькина не означает поражения коллеги Бондаря или коллеги Жилина, в Конституционном суде председатель выступает не в качестве начальника над судьями, и потому нет дистанции между судьями и председателем". Эбзеев также напомнил, что из трех высших судов только в КС судьи самостоятельно избирают своего руководителя, "и это определяет статус председателя как первого среди равных, и никто за пределами суда не может навязать свою волю судьям".

"Волнение в пределах атмосферной допустимости", - смущенно улыбнулся прессе новоизбранный председатель, отвечая на вопрос о своих чувствах перед началом заседания. "Конечно, сейчас неимоверно легче работать, скорее всего тогда было неимоверно тяжело", - оценивал свои сроки председательства Валерий Зорькин. Впрочем, в этот раз уже никто из журналистов не стал задавать привычный для главы КС вопрос о событиях 1993 года. Тогда, напомним, КС во главе с Зорькиным признал указ Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов неконституционным. А затем председатель подал в отставку и впоследствии очень тяжело переживал события вокруг Белого дома. Собственно, в течение всего второго срока председательства Зорькину приходилось объяснять, что ожидать от него повторения тех событий не следует - и он изменился, и время изменилось.

Но вчера Зорькина спрашивали о другом, а он, в свою очередь, призвал рядовых граждан "не бояться идти в суд и отстаивать свои права". Главной задачей для российской юстиции он видит не потребность в новых законах, а в том, чтобы правильно применять действующее законодательство. Беспокоит председателя КС и ситуация с правовой грамотностью в обществе: "Посмотрите, вот есть, например, публикация законов в "Российской газете", в официальном нашем источнике, но остальные СМИ просто сообщают о принятых законах, как это делают дикторы на телевидении, и не все, конечно, замечают эту информацию".