25.02.2006 03:00
    Поделиться

    Кто и зачем сочиняет корпоративные гимны

    Когда страна совершила очередной исторический шаг в капитализм, сперва возникло ощущение, что нужда в идеологической накачке отпадет сама собой. Подразумевалось, что теперь мы будем заниматься тысячами мелких дел, но на собственное благо, с энтузиазмом естественного происхождения.

    Но не тут-то было. Выяснилось, что работать на себя доведется лишь немногим избранным. Основная же масса народа продолжает "пахать на дядю", но уже без всякой морально-музыкальной поддержки. Хуже того: идеологический вакуум мгновенно заполнился доморощенными мудростями типа "Неси с работы каждый гвоздь - ты здесь хозяин, а не гость", ерническими "офисными молитвами" и прочими сомнительными перлами менеджерского красноречия. Каковые перлы отнюдь не способствовали оздоровлению обстановки на рабочих местах, сплочению коллектива, корпоративной солидарности и иным идеалам общества наемного труда...

    "Дяди" спохватились. И принялись насаждать идеалы старыми проверенными методами. Новую культуру корпоративных гимнов пришлось создавать "на коленке" - и с предсказуемым результатом. Несознательные клерки не пожелали "проникнуться". А самые злокозненные из них даже выставили отдельные, особо удачные "шедевры" руководства на общее посмешище - в Интернет, на сайт "Шаурма рекордз".

    Новые хозяева жизни потянулись к бардам-самоучкам, которых в том же веб-пространстве хоть пруд пруди. Услуги их доступны всем желающим: написание текста потянет на 200-500 долларов, с озвучкой - максимум тысяча. Однако же скупой платит дважды. Качество этих опусов оставляет желать много лучшего, да и консолидирующий аспект весьма сомнителен. Такова, например, песнь сотрудников Братского алюминиевого завода компании "Русский алюминий", сработанная стихотворцами из общества "Музыкальная линия": "Красавец завод перед миром предстал, мечты наши в явь превратились. И наши сердца здесь в горячий металл, в крылатый металл воплотились". Так и хочется сказать: опомнились, батенька, двадцать лет как проехали... Но апофеозом, пожалуй, звучит все же гимн общероссийской сети "Консультант-Плюс", написанный композитором Мельниковым и поэтом Соколовым к 10-летию организации: "Не боги, не герои - обычные таланты. Нас много по России, и скажем без прикрас: хотя мы и не ангелы, а просто консультанты, святой корпоративный дух объединяет нас!" Создатель культа личности в таких случаях говаривал некогда, помнится, о головокружении от успехов...

    Комментирует вице-президент аудиобрендинговой компании Геннадий Бейгин, Торонто (Канада):

    - Качественный гимн - не только серьезная инвестиция, но и серьезная проблема. Это плод коллективного труда не только поэтов и музыкантов, но и специалистов в области психологии, рекламы, конъюнктуры. В современной России этого пока не поняли. Отдельные специалисты в этой области есть, но устойчивых коллективов нет. Как правило, написанием корпоративных гимнов занимаются полупрофессиональные студии звукозаписи, и то в порядке отхожего промысла.

    Кстати, кое-кто в прославлении своей компании старается выезжать именно на культовых личностях. Пусть текст топорный, но исполнять его обязательно должна звезда. Цены здесь колеблются уже от тысяч до десятков тысяч у.е. и зависят напрямую от амбиций босса: чем круче звезда, тем дороже. Таковы гимн "Техносилы", озвученный Филиппом Киркоровым; "LG", воспетое Ларисой Долиной; Соликамское акционерное общество "Сильвинит", восславленное Николаем Расторгуевым; похвала "Ролсону", сексуально промурлыканная Данко.

    Как вариант, заказывают профессионалу написать новую зажигательную мелодию под готовый текст. Здесь есть один нюанс: обычно такие заказы делают руководители, лично отягощенные творческой жилкой, - тексты принадлежат их перу. Однако встречаются такие загогулины, что "привести в чувство" их не под силу и Паганини. Как, скажем, бороться хорошему композитору с авторской песней господина Покровского, директора Саратовского завода-гиганта "Волгадизельаппарат": "Волгадизельаппарат", над родимым краем свет твоих наград"? Или с лирическим подарком руководства "Транснефтепродукта" младшим сотрудникам: "Благодарны своей судьбе, мы работаем на трубе"? А вот, например, гендиректор "Спецгазавтотранса" Тумаев, небезызвестный в узких кругах бард, осчастливил родной коллектив мужественными, но скромными куплетами: "Опять тревожный день, тревожный час, юродствуют с трибун пророки и мессии. А мы с тобою, друг, качаем газ, спасая энергетику России". С ними что делать? Поют, конечно (куда деваться?), но что при этом думают - одним пророкам и известно. Вот директор сети мобильных салонов "Связной", по слухам, заказал положить свою лирику на ноты не то Игорю Крутому, не то и вовсе Эннио Морриконе. А сотрудников своих обязал начинать рабочий день с прослушивания данного гимна, причем с соответствующим лицом - потому как под прицелом видеокамер. Про музыку ничего не скажу - разбираюсь неважно. А что до текста, то он в состоянии подвигнуть разве что компанию подвыпивших мужиков к дальнейшему распитию напитков. Для этого специальной музыки не требуется...

    В принципе идея правильная: надо научить людей тому, что коллега по службе не конкурент, а член команды, что начальник - не исчадие ада, а мудрый лидер, что твой личный успех напрямую связан с успехом всей группы. Однако текст и музыку намного легче написать, чем внедрить и привить. Хорошо, у кого и с финансами порядок и творческие амбиции в узде самокритики! Те заказывают славословие мэтрам, и сразу "под ключ". Так, сагу о таможенниках сложил Михаил Звездинский, о налоговиках - Георгий Мовсесян, а Всемирную паутину по просьбе "ЮКОСа" обессмертил Олег Нестеров. Удачно ли, не очень, а все равно солидно.

    Но мудрее всего поступают те руководители, которые отдают лиру на откуп собственным подчиненным. Мол, если обеспечить людям хорошие условия труда, зарплату да соцпакет - сами запоют как миленькие. Причем запоют квалифицированно, с учетом всех нюансов профессии и собственных вкусов. Иногда это срабатывает. Если в коллективе действительно "жизнь удалась", то искренняя радость по сему поводу натурально прет из текста. Как, например, у сотрудников банка "Московский капитал". Вслушайтесь: "В нашем банке все артисты, есть у каждого дар, и чем ярче божья искра, тем сильней гонорар. До утра продлится новогодний пир, круто жить в столице, если ты банкир. Зажигай елочку, ребята, зажигай, чтобы жить богато". Певцы откровенны: иных мотиваций для труда, кроме материальных благ, они не знают и знать не хотят. Однако кому же не лестно работать в столь удачливом коллективе?

    Надо понимать: не сидят без куска хлеба и работники горно-обогатительного комбината "Апатит". Главный хит здешнего Дома культуры звучит так: "И с тем, кто без привычки, вполне случится шок: мы горы Апатита стираем в порошок. Мы верим в Заполярье, и это нас роднит, среди различных партий наш выбор - "Апатит". И злободневно, и танцевать можно, и для общего развития годится: есть припев по-аглицки, нечто про "бойз энд герлз"... Такие развеселые горняки небось бастовать не пойдут!

    Попадаются и настоящие шедевры, начисто лишенные дутого пафоса, пронизанные искрометным юмором. Как, должно быть, любят свою страшноватую и кровавую профессию труженики Московского хладокомбината N 7, сложившие такую песню: "Накормить народ нетрудно, если топоры в руках, расскажу о чудо-людях, расскажу о мясниках. Их машины цвета ночи, бабы нашим не чета, мясники крутые очень, не боятся ни черта и не хвастают нисколько, воплотив во всей красе сон советского народа о доступной колбасе"! Хорош и припев: "Мясники, мясники, все в кровище мужики". А главное, достаточно владеть тремя аккордами и самой захудалой балалайкой, чтобы пуститься в пляс. Я слушал эти слова на мотив "И Ленин, такой молодой" - ложатся как родные!

    Что и говорить, безудержная демократия имеет свои издержки. Особенно в тех случаях, когда подчиненные живут все же не так сладко, как это мнится их "страшно далекому от народа" начальству. Тогда в народное творчество прорывается некий весьма ощутимый процент сарказма. Так, одно из ведущих периодических изданий России, просившее его не называть, пользуется славой весьма демократического и массового. Сотрудники сложили корпоративный гимн, в котором сравнивают свою общедоступную газету с... пресловутым изделием N2. Прямо так и поют на корпоративных вечеринках, на юбилеях: "О, мой г-н, мой резиновый г-н - безразмерным сделан он"! Как относится к подобному брутальному юмору женская половина редакции, неизвестно. Известно лишь, что замеченные на корпоративных тусовках звезды политики и эстрады подпевают охотно. Одна из посетительниц такой гулянки рассказала корреспонденту "РГ", что едва не утратила веру в человечество, увидев на подиуме своего кумира Криса Кельми в семейных трусах и с "ужасными словами" на устах.

    И уж совсем ни в какие рамки не лезет душераздирающий напев коллектива Алтайского территориального института профессиональных бухгалтеров: "Жизни нет за стенами работы. Жизнь - баланс, восторги - ордера, счастье - сальдо, горе - кредиторы. Мы не люди - мы бухгалтера". Похоже на стон волжских бурлаков, и остается только руками развести: куда смотрит начальство? Песня абсолютно деморализующая, прямой удар по имиджу. И что останавливает дирекцию от принятия мер по запрету и искоренению крамолы? Разве что феодальной выдержки мудрость: пока холопы поют, они не бунтуют. Да и не думали, наверное, что "плач Ярославны" выйдет за стены родного учреждения. А стоило бы предвидеть.

    Поделиться