Достаточно сказать, что после волны информационных сообщений официального подтверждения пока не последовало. Не приходится сомневаться, что первая реакция бывшего главы "Мосэнерго" Аркадия Евстафьева на обвинения Генпрокуратуры в нанесении ущерба государству в размере 105 миллионов рублей была вполне предсказуемой - он назвал это "полным бредом". Комментируя сообщения о том, что в ходе расследования этого дела следователи вышли на ряд подставных фирм, по мнению следствия, осуществлялась схема по уходу от налогов в "Мосэнерго", он сказал: "Ни о таких компаниях мне ничего не известно, лично мне никаких обвинений не предъявлялось".
Однако, отбросив эмоциональную составляющую, нетрудно заметить во вчерашнем событии ряд любопытных деталей.
Прежде всего это не первый случай, когда "Мосэнерго" становится объектом налоговых претензий. Еще в сентябре прошлого года налоговики выставили компании недоимки на сумму свыше 7 миллиардов долларов за 2002 - 2003 годы. Поначалу это вызвало бурную реакцию не только бизнес-кругов, но и власти. Так, вскоре после скандала заместитель директора департамента минпромэнерго Вячеслав Кравченко на пресс-конференции связал налоговые претензии с действиями неких лоббистских группировок. Но, что самое удивительное, стремительно возникшее дело столь же быстро затихло. Из чего можно сделать вывод, что ФНС не стала подавать судебный иск, но и сообщений о добровольном погашении "Мосэнерго" недоимки тоже не поступало.
Интересно и то, что, пожалуй, впервые налоговые претензии оказались подчеркнуто персонифицированными. За два года после начала хрестоматийного дела "ЮКОСа" было восемь случаев серьезных налоговых претензий. Легко вспомнить "ТНК-БП", "Волготанкер", "Вымпелком", "ЛУКОЙЛ". Однако всегда прежде в качестве "обвиняемого" выступала сама компания, сейчас же названы конкретные фигуранты - Аркадий Евстафьев и Татьяна Дронова.
Пресс-секретарь "Мосэнерго" Василий Захаров вчера сообщил "РГ", что он лично связался с пресс-службами Генпрокуратуры и МВД. В Генпрокуратуре ему не подтвердили, но и не опровергли сообщение о возбуждении уголовных дел, а в МВД - опровергли, пояснив при этом, что по букве закона гражданин, в отношении которого возбуждено уголовное дело, должен быть об этом официально уведомлен в течение максимум двух суток. Между тем, по информации Захарова, ни Евстафьев, ни Дронова не получили таких уведомлений. Он затруднился дать исчерпывающее объяснение случившемуся. Эту же информацию подтвердил "РГ" и член правления РАО "ЕЭС России" Андрей Трапезников.
Между тем после того как ситуация не только не прояснилась, а, напротив, запуталась до предела, стали множиться различные версии событий. Одна из них связана с тем, что 2 марта должна быть размещена первая половина облигационного займа "Мосэнерго" на сумму 5 миллиардов рублей. И потому наблюдатели не исключают попыток "чернопиаровского" влияния на его котировки.
Другие эксперты обратили внимание на общий фон, сложившийся в реформе электроэнергетики в последние дни. Два знаковых события - совещание у президента, на котором был одобрен ход реформы и "замирение" Чубайса и Лужкова после "двухсерийных" холодов. В любом случае вероятность быстрого и загадочного "угасания" нового витка "энергетической напряженности" сейчас видится минимальной.