Вкратце суть конфликта можно сформулировать так: Романовы были казнены государством по политическим мотивам или убиты некими "частными лицами"?
"Российская газета" недавно уже упоминала об этом прецеденте. А вчера адвокат главы Российского императорского дома Герман Лукьянов вторично обратился к Генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову с просьбой направить в суд дело с заключением прокурора об отказе в реабилитации.
- Генпрокуратура нарушает статью 8 закона о жертвах политических репрессий и не передает дело в суд, тем самым нарушается аутентичная воля федерального законодателя. Неиспользование законов РФ подрывает авторитет России во всем мире, демонстрируя существование двойных стандартов. При нашей правовой ситуации, когда царская семья после захвата большевиками политической власти в России и октябрьского переворота находилась под стражей у большевиков, не считается почему-то политической репрессией по социальному, классовому и религиозному признакам. 80 лет государство утверждало, что император был расстрелян по решению уральского облсовета. Данное решение было рассмотрено в 1918 году в Москве высшим государственным органом - президиумом ВЦИК, который признал законным казнь. Вопрос о казни царя и о приговоре председатель ЦИК Свердлов докладывал на заседании правительства под руководством Ленина. Итак, два высших коллегиальных государственных органа рассматривали вопрос о расстреле, и никто не высказывался против казни. Генпрокуратура РФ должна была учитывать решения этих органов, поскольку эти документы носят не только исторический, но и юридический характер. Решения эти до настоящего времени не отменены и имеют юридическую силу для России, которая является правопреемником СССР.
Как выяснилось, идею судиться поддерживают не все члены семьи Романовых. По мнению представителя Ассоциации членов семьи Романовых в России Ивана Арцишевского, куда более важным является заключение Генпрокуратуры о том, что "умышленное убийство, пускай и имеющее политическую окраску, совершено лицами, не наделенными соответствующими судебными и административными полномочиями. Какого-то хотя бы формального обвинения властями императору предъявлено не было. Таких людей, расстрелянных без суда и следствия, миллионы. В этом смысле царь разделил участь своего народа. Причисление императора и членов его семьи к лику святых - гораздо более важное событие. Получение справки от чиновников, что гражданин Романов и его семья реабилитированы, по моему мнению, не имеет совершенно смысла. Святые не нуждаются в реабилитации", - считает Арцишевский.
К такому мнению склоняется и полный тезка и троюродный племянник последнего царя Николай Романов: "Это как если бы мы вдруг подумали, что надо реабилитировать апостола Петра или апостола Павла за то, что его римляне судили и присудили к смерти. Это чушь". Этой позиции придерживается и Русская православная церковь. Ведь шесть лет назад Николай II и его семья были причислены к лику святых как страстотерпцы. Это соответственно и было актом покаяния всего общества.
Тем не менее Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II публично поддержал нынешнюю инициативу Императорского дома. А Александр Закатов, личный секретарь императорской семьи Дома Романовых, отмечает: "Апеллирование к акту канонизации и противопоставление этого акта юридическому процессу реабилитации совершенно неоправданно. Вопрос реабилитации заключается в моральном и нравственном значении этого акта, чтобы наше современное государство отрешилось от кровавых преступлений прошлого полностью не на словах, а на деле, и засвидетельствовало это в юридическом акте. Кстати, Генеральная прокуратура никак не комментирует то, что царская семья содержалась под стражей, что тоже является политической репрессией".