Программа телефонизации всей страны при всей полезности вызывает некоторое смущение. Статистика показывает, что более 40 тысяч населенных пунктов остаются нетелефонизированными, а очередь на установку телефона составляет, судя по заявлениям, 2 миллиона 300 тыс. человек.
Собственно, для преодоления этих проблем и был запущен проект по созданию современной инфраструктуры связи: создание точек интернет-доступа в регионах, где проживает более пяти тысяч человек и установка таксофонов в 45 тыс. населенных пунктов. Первые конкурсы на телефонизацию начались еще в октябре 2005-го и продлятся до 2008 года. Однако принципы, которыми руководствовались разработчики проекта, запуская закон "О связи", у участников явно вызывали смешанные чувства. Видимо, поэтому в КС появился запрос Думы Корякского автономного округа, оспаривавший закон сразу по четырем правовым позициям.
Вчера конституционные судьи ответили заявителям. По их мнению, правительство имеет полное право наделять межведомственный коллегиальный орган - государственную комиссию по радиочастотам - контрольными и властно-распорядительными полномочиями, поскольку "ее решения служат выполнению технических задач регулирования использования радиочастотного спектра" и утверждаются мининформсвязи. Не противоречат Конституции и нормы закона о связи, предусматривающие регулярный пересмотр Таблицы распределения радиочастот между радиослужбами.
Но самыми болезненными при рассмотрении в КС были две другие позиции. Дело в том, что на оказание услуг универсальной связи в регионах проводятся конкурсы, если же они не состоялись, победителем вполне может быть назначена компания, занимающая в данном субъекте Федерации доминирующее положение. В КС считают, что жаловаться не на что, поскольку "убытки, причиняемые оказанием универсальных услуг связи, возмещаются операторам из резерва универсального обслуживания".
Зато четвертую оспариваемую позицию - обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания (1,2% от выручки) - конституционные судьи решили к удовлетворению заявителей. Напомним, что уже собрано около 1,7 млрд. рублей в фонд отчислений. Заявители настаивали, что этот платеж носит все признаки налогового. Конституционные судьи пришли к выводу, что этот платеж обладает признаками фискального сбора. И законодатели имели полное право дать правительству РФ "полномочие регулировать перечень действий, за совершение которых взимаются указанные пошлины, размеры, сроки уплаты, а также основания для освобождения от их уплаты". Однако "допустимость предоставления законодателем указанных полномочий правительству КС связывал с этапом реформирования законодательства о налогах и сборах". Поэтому КС полагает, что депутатам следовало бы определить все элементы данного сбора законом, а не подзаконным актом, потому что в итоге это привело "к неясности и неопределенности", да к тому же "повлекло за собой чрезмерное расширение объема и пределов подзаконного регулирования". И потому положения пунктов 2 из статьи 59 и статьи 60 закона о связи признаны неконституционными, но утратят юридическую силу только после 1 января 2007 года. А до этого момента законодатели и правительство должны спешно подкорректировать правовую базу.