01.03.2006 01:10
    Поделиться

    Лауреатами премии за 2005 год стали 30 работ в области науки и техники

    Лауреатами премии правительства РФ за 2005 год названы 30 работ в области науки и техники

    Также давно забронировала себе место среди ежегодных лауреатов и космонавтика.

    Премия вручена за внедрение новой технологии надежного и безопасного спуска с орбит космических аппаратов, выработавших свой ресурс.

    Но на этот раз обращает на себя внимание социальный аспект удостоенных высокой награды работ.

    Среди победителей сразу 12 в той или иной степени связаны со здоровьем и жильем человека, в частности, премии получили группы ученых за создание первого генно-инженерного инсулина, новых искусственных хрусталиков для глаз, за разработку, а главное - внедрение систем защиты населения России от новых биологических угроз.

    Важно подчеркнуть и широкую географию победителей. Здесь Норильск, Кострома, Саратов, Дагестан, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Ярославль, Смоленск и еще более десятка городов России.

    Размер премии за каждую работу теперь увеличен более чем в три раза и составляет миллион рублей.

       прямая речь

    Лев Мугинштейн,
    доктор технических наук, заведующий отделом ВНИИ железнодорожного транспорта:

    - Нам, по сути, удалось доверить роботу управление электропоездом. Ничего подобного пока нет нигде в мире. Такая система искусственного интеллекта стабильно побеждает самых лучших машинистов в соревновании, кто проедет маршрут с наименьшими затратами энергии. Выигрыш 5-10 процентов. А в целом по стране за год набегают миллиарды рублей экономии.

    Еще важно подчеркнуть, что искусственный интеллект способен адаптироваться к нестандартным ситуациям, он принимает решения в зависимости от того, что происходит на дороге. Другой, также не имеющей аналогов в мире системе искусственного интеллекта доверено управлять супертяжелыми составами весом до 12 тонн и длиной до двух километров. Причем робот берет на себя ответственность на самых сложных участках трассы, где голова "колбасы" взбирается верх, а хвост еще падает вниз. Здесь уже требуется тандем локомотивов: один спереди, другой в середине. Внедрение таких систем искусственного интеллекта и позволило увеличить вес и длину составов без ущерба безопасности движения.

    Авторы работы - Валентин Гапанович, Сергей Кобзев, Владимир Старостенко, Александр Донской, Елена Емельяненкова, Михаил Рабинович, Леонид Баранов, Юрий Бушенко, Нина Никифорова.

    Поделиться