Восемнадцать ему должно было "стукнуть" третьего апреля. Восьмого февраля прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 110 Уголовного кодекса Российской Федерации – "доведение до самоубийства", переквалифицированное позднее на ст. 286, часть 3, что означает превышение должностных полномочий с применением насилия.
Силки судьбы
В Костромскую воспитательную колонию для несовершеннолетних, до сих пор считавшуюся образцово-показательным учреждением среди подобных, подросток попал в позапрошлом году из Комсомольского района Ивановской области. Осужден он был на четыре с половиной года лишения свободы за грабежи и кражи. Незадолго до случившейся трагедии парень отпросился с занятий в профессионально-техническом училище по естественной надобности. Несмотря на то, что очутившемуся в самодельной петле подростку попытался оказать первую помощь подоспевший вскоре мастер ПТУ, он скончался. Через шесть дней в Костромской областной больнице, так и не придя в сознание.
Основная версия прокуратуры, расследующей причины трагического происшествия, сводится пока к тому, что спусковым механизмом рокового всплеска эмоций послужили унижения и побои. Их могли нанести нескольким подопечным один из отрядных воспитателей совместно с активистом – осужденным из этого же отряда. Среди подвергнутых наказанию ребят был и не доживший до совершеннолетия юный ивановец. Поводом для экзекуции стало, говорят, появление запрещенного на зоне мобильного телефона. По крайней мере, именно так представил неоднозначную ситуацию журналистам заместитель прокурора области Сергей Охлопков. Оба подозреваемых в нанесении побоев после суицидального исхода были задержаны и допрошены. Офицер-воспитатель впоследствии оказался на больничной койке с сердечным приступом.
Обнаружена заранее составленная парнем предсмертная записка. Содержание ее пока хранится в тайне. Известно лишь, что автор просил прощения у сотоварищей, решив своим поступком ответить – или так вот нелепо отомстить – за каждого.
Приказом исполняющего обязанности начальника Управления федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области начальник колонии, полковник внутренней службы Ирина Шитова отстранена от должности. Пока официальные источники в прокуратуре осторожно утверждают, что Ирина Николаевна своевременно не сообщила в орган надзора о последствиях нарушения с телефонным аппаратом и может воспрепятствовать установлению истины.
Существуют и другие вероятные причины неожиданного самоубийства "малолетки" из города невест. Или их роковая совокупность. Мама парня в ближайшем будущем намерена переехать во Францию. Не первый по счету срок сына, однако, был столь продолжительным, что, сложись все иначе, досиживать его пришлось бы на "взрослой" зоне. Выезд за рубеж в таком случае оказался бы под большим вопросом. В отличие от последствий пребывания в детской воспитательной колонии, после исправительно-трудового учреждения в биографию пацана неизбежно вкрадывалась судимость.
Компетентные собеседники неофициально озвучили и другую версию. Несчастный воспитанник якобы и раньше имел склонность к суициду.
Зона или республика ШКИД?
Колония, где произошла печальная история, существует на костромской земле более шестидесяти лет. Содержатся в ее стенах ребята, совершившие на воле тяжкие преступления: грабежи, кражи, разбои, изнасилования.
Треть названного срока отработала здесь Ирина Шитова. Единственная в стране женщина, отважившаяся возглавить мужскую воспитательную колонию. Есть даже телевизионный фильм под красноречивым названием "Моя вторая мама", снятый для эфира одной из местных студий. Лейтмотивом картины стало то, что именно Ирина Николаевна навела несколько лет назад в проблемном учреждении должный порядок. Были времена, когда здешние педагоги старались не появляться на территории без особой на то надобности, а их не в меру темпераментные питомцы, выражая недовольство, ломали прочные двери и публично выражались отборным матом.
Теперь в колонии все иначе. На основе, как выразился один из многочисленных проверяющих, своеобразного программно-целевого подхода к процедуре исправления. Именно исправления, а не только отбывания заслуженного наказания.
Доказательством перемен является не только фильм, но и повседневная реальность. За глухим охраняемым забором можно приобрести несколько гражданских специальностей: автослесаря, слесаря-инструментальщика. Как раз эти премудрости начал осваивать в профтехучилище безвременно погибший подросток. После освобождения вполне можно податься в столяры. Учатся здесь искусству шитья, осваивают азы экономики и технологические премудрости ведения фермерского хозяйства.
Голоса поющих в ВИА парней ничуть не хуже тех, кто исполнял "Вечерний звон" в знаменитой картине Василия Шукшина "Калина красная" или в эфире "Радио России", где несколько лет выходит одноименная музыкальная передача-конкурс талантов среди осужденных.
Компьютерный класс, где занимаются подростки, – один из лучших в Костромской области. А главная "изюминка" учреждения – хорошо оборудованная комната психологической разгрузки. Со специальными световыми, звуковыми эффектами и возможностью проведения индивидуальных процедур ароматерапии. Не всякий юный обитатель воли может похвастаться сегодня тем, что побывал вместе с опытным психологом на подобном "островке счастья". Так образно называют небольшой зал с разноцветными шарами и аквариумами сами воспитанники. Нюансы переживаний каждого из них фиксируются в специальных индивидуальных психологических дневниках.
Всего этого оказалось, однако, недостаточно.
– Вместе воспитанники колонии – взрывоопасная масса. В силу возрастных особенностей, – грустно отметил на пресс-конференции, посвященной поиску истинных причин трагедии, один из офицеров костромского УФСИНа. Добавим, что каждый по отдельности обладает ранимой, часто надломленной от не полученной вовремя родительской ласки душой.
Что на самом деле произошло на закрытой от посторонних глаз территории детского исправительного учреждения, выяснят следствие и суд. Без права на малейшую ошибку, которая способна принести максимум вреда, прежде всего осужденным подросткам. Тем, что убьет веру в справедливость и неотвратимость наказания за совершенное зло.