01.03.2006 03:20
    Поделиться

    В России принята уже третья программа повышения плодородия почв

    В то время как число подобных проектов сокращается, да и сам этот инструмент все чаще подвергается подозрениям в эффективности, минсельхозу удалось застолбить программу ценой в 206,3 миллиарда рублей.

    Программа называется "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы". Государственным заказчиком-координатором стал минсельхоз, а просто заказчиками - он же и Федеральное агентство водных ресурсов. В постановлении правительства сказано, что кабинет поручает минфину и минэкономразвития при формировании бюджета включать эту программу в перечень тех, что финансируются за счет средств федеральной казны.

    За 10 лет (с 1990 по 2000 год) из хозяйственного оборота вышло 30 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий - только из-за того, что недостаток удобрений, резкое падение культуры земледелия и общая сельская разруха обратили эти, некогда пригодные к делу гектары в пустыню. С 2001 года, когда оживился спрос на зерно и крестьянам стало интересно его выращивать, процесс понемногу пошел вспять. Но лишь понемногу и волнами: едва цены на зерно падали, крестьяне забрасывали едва введенные в оборот угодья. Кроме того, эти мероприятия оставались делом их частной инициативы: сколько крестьяне могли вложить в развитие земли, столько и вкладывали, действуя далеко не всегда по науке.

    С помощью новой программы и при поддержке региональных программ, которые должны быть приняты вслед за федеральной, государство намерено вернуть в оборот 1,7 миллиона га, предотвратить утрату 3,2 миллиона га. В планах также осушить или, наоборот, оросить 320 тысяч га (заодно предусматриваются меры защиты от затопления в ходе паводков). Стоит программа 206,317 миллиарда рублей, из которых, однако, федеральная казна даст только 21 миллиард, бюджеты субъектов немногим больше - 37 миллиардов, а львиную долю должны предоставить внебюджетные источники, то есть те же хозяйствующие субъекты.

    Смущает только одно: такая программа далеко не первая. Так, в самые страшные для российской пашни 1993-2000 годы как бы работала государственная программа повышения плодородия почв, результат которой - утрата едва ли не трети угодий - хорошо известен. Был ли проведен анализ ошибок предшественниц перед тем, как принять новую ФЦП, и чем она лучше старых, не сообщается.

    Поделиться