Новости

02.03.2006 04:30
Рубрика: Общество

Если почта не помешает

Дмитрий Медведев считает, что рынок СМИ - один из наиболее динамично развивающихся

Открыл этот представительный форум первый вице-премьер Дмитрий Медведев, который вкратце обозначил направления работы конференции. Российский медиарынок, по оценкам зарубежных и российских экспертов, к 2008 году должен достигнуть совокупного объема около 8 миллиардов долларов. "Это отрадно, так как медиаиндустрия постепенно превращается в нормальный бизнес, бизнес, который должен быть доходным, а не дотируемым, и стать современной отраслью национальной экономики, - сказал Медведев. - Можно сказать, что есть определенные благоприятные тенденции, которые сформировались на медиарынке России, причем не только в таких лидирующих сферах этого рынка, как телевидение, радиовещание и Интернет, но есть и некоторые вполне благоприятные примеры развития вполне рентабельных проектов книгоиздания и в области печатных СМИ, это несомненно радует", - отметил первый вице-премьер.

Затронул Медведев и состояние рекламного рынка. По его словам, здесь отмечается бурный рост. В данной сфере было достигнуто удвоение менее чем за последние три года, и в абсолютных цифрах это составляет около 5 миллиардов долларов по итогам прошедшего года.

"Принципиально важным, - сказал он, - является и то, что опережающими темпами растут региональные рынки рекламы. Участие региональных СМИ в рекламном рынке было явно непропорционально их месту и влиянию на умонастроения граждан. Это сделало региональные СМИ крайне зависимыми от дотаций соответствующих субъектов Федерации или от тех или иных корпоративных групп". Медведев выразил убеждение, что в целом следует поддерживать тенденцию демонополизации и рекламного рынка, в том числе за счет установления здесь четких и разумных законодательных правил.

Медведев остановился также и на тех направлениях, где, по его словам, от деятельности государства зависит становление цивилизованного медиабизнеса: "Речь идет не только о четкой законодательной базе, необходимы и нормальные, прозрачные процедуры решения, которые связаны с предоставлением государством услуг участникам рынка. В этом плане должны быть окончательно и недвусмысленно определены условия выдачи всякого рода лицензий, справок, разрешений, проведения экспертиз. Причем это должно быть сделано в понятной форме, чтобы было ясное представление, носят ли такого рода услуги платный или безвозмездный характер". Он обратил на это внимание Роспечати и Роскультуры. "Отдельная наша головная боль, с которой мы все сталкиваемся на бытовом уровне, а также на уровне, связанном с участием России в различных международных организациях, - это охрана интеллектуальной собственности, охрана авторских прав. Успехи здесь пока весьма скромные, проблем туча, но мы этими проблемами занимаемся, и в ближайшее время я собираюсь провести заседание комиссии по интеллектуальной собственности, на которой наконец-то будет рассмотрен проект четвертой части Гражданского кодекса, полностью посвященной проблемам интеллектуальной собственности", - сказал Медведев.

Кроме того, Медведев затронул еще одну важную тему, связанную с информационным влиянием России, - это поддержка и распространение русского языка за границей: "Здесь позиции у всех едины. Мы должны отстраивать общую стратегию, общие позиции нашего медиабизнеса за границей. Для нас принципиально важным является работа на территории Содружества, хотя и работа в других странах вне всякого сомнения полезна и нужна". Он отметил, что в последнее время происходит подписание всякого рода соглашений о гуманитарном сотрудничестве со странами СНГ, которые "открывают определенные возможности для проникновения наших СМИ в те места, где их сейчас нет, и удержание плацдармов, которые мы еще не растеряли в этих государствах".

Основным же докладчиком выступил глава Роспечати Михаил Сеславинский. Он предполагает, что к 2014 году общий объем российского медиарынка составит 15 млрд. долл. Объемы рекламы в СМИ за прошлый год выросли на 28% и составили 5 млрд. 10 млн. долл. При этом объем телерекламы составил 2 млрд. 330 млн. долл. На 1 января 2006 года в России было зарегистрировано 66 тыс. 931 СМИ: из них 52 тыс. 641 - печатных, и 14 тыс. 290 - электронных. Правда, Сеславинский отметил, что "примерно 45% из них, и прежде всего печатных, находятся в летаргическом сне, оживая лишь в период избирательных кампаний, либо просто выходя от случая к случаю".

На модернизацию сети телерадиовещания в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 годы)" будет израсходован 1 миллиард 905 миллионов рублей.

Особое место в докладе главы Роспечати было посвящено переходу на цифровые технологии. С необходимостью такого перехода, конечно, никто не спорит, однако при этом, по мнению Сеславинского, государство должно защитить российского зрителя от массовой экспансии некачественной зарубежной продукции: "Не хотелось бы, чтобы стремительное развитие цифровых технологий телерадиовещания, имея перед собой исключительно коммерческие цели, превратило телерынок страны в некое подобие Всемирной паутины, где потребитель нередко разыскивает нужную информацию в груде мусора и навязчивых развлекательных порталов. Следует, наверное, помнить и о том, что задачу сохранения единого информационного пространства страны никто не отменял. При доминировании исключительно бизнес-подходов уже через несколько лет в эфире кабельных сетей Хабаровска и Владивостока будет 10 китайских каналов, в Санкт-Петербурге - 10 финских и шведских, а в Калининграде - 20 польских, немецких и прибалтийских".

В этом контексте вопрос совершенствования процедуры лицензирования телерадиовещания приобретает особое звучание. Сеславинский считает, что "рынок не удовлетворяет существующая система, при которой один орган решает вопросы вещательной лицензии, второй - лицензии в области связи, третий - организации доставки контента".

Несмотря на то, что динамика роста рынка СМИ вполне могла бы послужить примером для остальных отраслей в реализации поставленной президентом Владимиром Путиным задачи по удвоению ВВП, не обошлось на конференции и без формулировки основных проблем. По большому счету их две. Недавно принятый закон о рекламе, существенно сокративший объемы ненавистных зрителю рекламных пауз и поставивший под угрозу срыва выполнение телеканалами уже заключенных контрактов, и не самые скромные аппетиты российской почты, которая ввиду своего монопольного положения на рынке как основного "проводника" между газетой и читателем существенно осложняет жизнь печатным СМИ, диктуя порой просто драконовские финансовые условия доставки газет и журналов. Так, некоторые издания даже пытаются формировать собственные доставочные сети, однако этот процесс также требует огромного вложения средств и сил. Медведев поддержал представителей отрасли по обеим позициям.

Безусловно, сказал Медведев, принятый закон о рекламе будет подписан президентом, однако этот нормативный акт не является "священной коровой". По его словам, правительству понятна значимость стабильных доходов от рекламы для технической модернизации отрасли и главное - экономической независимости СМИ от каких бы то ни было других источников. "Однако нельзя не учитывать и интересы населения, это тоже для нас очевидная вещь, граждане постоянно сетуют на неадекватное обилие и навязчивость этой самой рекламы, - сказал Медведев. - Поэтому необходимо найти тот самый разумный баланс, ориентируясь как на собственный опыт, так и на международный опыт, который существует в европейских государствах в том числе. Планируемая корректировка законодательства в рекламе не должна ослаблять экономической самостоятельности, экономические основы деятельности средств массовой информации. И выработка оптимальной модели здесь - это предмет в том числе и работы профессионалов в СМИ, и гражданского общества в целом".

Что же касается сложившегося в последние годы противостояния между почтовиками и издателями периодической печати, то Медведев уверен, что подписка и такое "священное" для россиян понятие, как утренняя газета, должны оставаться обязательно. Именно поэтому первый вице-премьер заявил, что имеет смыл подумать о дотациях на почтовые услуги. По итогам же конференции участники предложили министерству информационных технологий и связи и ФАС рассмотреть соответствие деятельности ФГУП "Почта России" антимонопольному законодательству.

Еще одна тема, которая уже несколько лет всплывает в различного рода журналистских дискуссиях, - это подготовка нового закона о СМИ. Медведев заявил, что на данный момент в правительстве и администрации президента нет никаких новых проектов закона о СМИ, и что если нужно совершенствовать это законодательство, то делать это следует предельно аккуратно: "И не стоит, во всяком случае, просто так трогать базовый закон о средствах массовой информации. Даже при понимании того, что часть норм этого закона сегодня носит наивно-романтический характер".

Общество СМИ и соцсети Правительство Минцифры Роспечать Журналистика в XXI веке