03.03.2006 05:00
    Поделиться

    Михаил Фракдов призвал Алексея Кудрина спорить в другой тональности

    Кабинет министров решил перейти к практическим действиям по увеличению темпов роста экономики

    Скандал на вчерашнем заседании кабинета министров возник даже не потому, что Фрадков вновь потребовал от министерства экономического развития и торговли "в первую очередь обеспечить желаемые темпы экономического развития, чтобы удвоить ВВП к 2010 году", а Герман Греф привычно парировал, что это невозможно. Вчера главный экономист, по словам главы кабинета министров, "был в ударе, представив честный, объективный и качественно другой доклад, не то, что было раньше", об итогах развития экономики в прошлом году. Тем не менее премьер не удержался и немного отредактировал речь главного экономиста. "Вы сказали "если мы не выполним...", - заметил Фрадков. - А я хочу сказать: мы обязаны все это выполнить и выйти на высокие темпы роста и удвоение ВВП".

    А вот пожелание, высказанное Фрадковым об обеспечении "выполнения комплекса антиинфляционных мер, чтобы выйти на заданные параметры по инфляции и поддерживать макроэкономическую стабильность", задело за живое министра финансов Алексея Кудрина. Начал он издалека, рассказав коллегам, что принятый финансовый план на три года позволит решить проблемы роста цен, но только в 2007 и 2008 годах, доведя уровень инфляции до 5,5 %. Однако по итогам текущего года на заданные показатели инфляции выйти, по мнению Кудрина, возможно, и не получится. "Ранее принятые решения по сбалансированности бюджетной системы создают риски в решении задачи снижения роста цен в 2006 году", - пояснил министр. Но это было лишь небольшое "превью" к началу дискуссии. Одним из наиболее действенных инструментов обуздания инфляции, по мнению Кудрина, является стерилизация денежной массы через Стабилизационный фонд.

    "Иногда говорят, что средства Стабфонда лежат без дела и обесцениваются, но это не так", - заметил Кудрин, назвав безграмотными заявления заместителя руководителя аппарата правительства Михаила Копейкина о том, что из-за инфляции Стабилизационный фонд к 2008 году потеряет 600 миллиардов рублей.

    - Я посоветовался с Сергеем Игнатьевым, Олегом Вьюгиным, Алексеем Улюкаевым, Аркадием Дворковичем и минэкономразвития, и наше общее мнение - это безграмотное утверждение. Нет такого ущерба в 600 миллиардов рублей, - возмущался Кудрин. - Я, конечно, не начальник Копейкину, но непрофессиональные заявления требуют реакции.

    Отрицательная реакция завела министра финансов не совсем туда, куда надо, возмущаясь, он заметил: "Это бросает тень на правительство, на президента, которые проводят данную политику". Видимо, то, что позволено главному финансисту, не позволено другим. В гневе Алексей Кудрин, судя по всему, позабыл, как совсем недавно сам обвинял кабинет министров в том, что "правительство проводит ошибочную финансовую политику, не правильную для нынешней ситуации". Главный финансист заверил коллег, что "правительство, Госдума и президент, утверждая правила управления Стабилизационным фондом, учли природу этих денег и определили, что они не могут размещаться в рублевых активах". Следовательно, нельзя подсчитывать потери Стабфонда из-за инфляции в рублях, поскольку это безграмотно.

    Столь эмоциональное заявление вызвало резкое ответное замечание со стороны Михаила Фрадкова.

    - Вы обращаете внимание Копейкина или Фрадкова? - жестко поинтересовался премьер, на реплику главы минфина. - Если Фрадкова, то надо было в другой тональности, в других выражениях.

    Не удержался и Михаил Копейкин, попытавшись публично разъяснить позицию аппарата правительства. "Если вы читали те материалы, которые мы вам направляли, то инфляция съедает суммы, размещенные в рублях", - сказал он, заметив, что потери Стабфонда подсчитаны без учета влияния других факторов. Но Михаил Фрадков закончил дискуссию:

    - Достаточно. Я сказал, поставим точку в этом вопросе, - жестко подчеркнул премьер.

    Но чуть позже, после заседания правительства, комментируя дискуссию по этому скандальному вопросу между Кудриным и Копейкиным, Греф заметил, что суть спора прошла мимо него и он не видел расчетов аппарата правительства. "Считаю, что это нормально, когда экспертное сообщество бурлит, если есть спор, то есть развитие", - миролюбиво заметил он. Хуже, по его словам, когда не появляются новые идеи в сфере экономики и финансов. При этом главный экономист поддержал позицию министра финансов Алексея Кудрина в отношении невозможности инвестирования средств Стабфонда внутри страны. "Это очевидная проблема, приводящая к повышению инфляционного налога для бедного населения", - заметил он. Но в то же время допустил возможность вложения средств Стабфонда в иностранные активы (собственно, это было предложено минфину аппаратом правительства). По его словам, инвестирование в зарубежные активы может быть сделано с целью расширения рынка сбыта российским предприятиям либо для поддержания высокой доходности российских сбережений. "В первую очередь здесь нужно смотреть на вопрос надежности", - отметил глава минэкономразвития.

    Пока же в минфине обсуждали вопросы надежности, премьер потребовал "уделить особое внимание комплексу практических мер по диверсификации экономики и поиску источников роста в отраслях". Главной проблемой Фрадков считает "колоссальную денежную массу, которую экономика не может переварить". Но при этом он настраивал финансово-экономический блок на то, что "страна не должна потерять свои конкурентные преимущества из-за притока наличных долларов и, соответственно, укрепления рубля и не должна жить на нефтедолларах, а искать внутренние резервы и для этого в 2006 году должны быть предприняты реальные шаги".

    Собственно, о реальных шагах вчера и рассказывал Герман Греф. Для серьезных структурных и институциональных преобразований, уверен главный экономист, необходима реализация как минимум трех программ, а именно среднесрочной программы социально-экономического развития до 2008 года, комплекса мер по повышению темпов экономического роста, а также антиинфляционных мер. "Если не реализуем эти программы, то экономика уже в ближайшие годы будет расти темпами не выше 5% в год", - заметил министр. При этом, подводя итоги социально-экономического развития за 2005 год, Греф заявил, что "год был одним из самых благоприятных", правда, одновременно сожалея о том, что качество экономического роста так и не улучшилось. По его словам, рост "генерируется расширением торговли при продолжающемся снижении темпов роста промышленности". Двумя причинами замедления роста промышленности стали замедление роста топливно-энергетического комплекса и экспортно-ориентированных производств, а также отраслей машиностроительного комплекса. По его мнению, ключевым условием сохранения устойчивых темпов роста экономики является приток инвестиций на внутренний рынок. Но пока инвестиции в основном направляются в достаточно узкий круг отраслей, а именно - на транспорт, добычу полезных ископаемых, операции с недвижимостью, социальные отрасли, энергетическую инфраструктуру, металлургию и связь.

    Поделиться