Результаты выборов повергли Америку в шок. По сути, это провал американской политики на Ближнем Востоке. Путин же готов учесть ошибки американцев, чтобы снова укрепить и освежить российско-арабские отношения.
В последнее время Владимир Путин демонстрирует очень решительные и авангардные шаги в сторону поведения России как великой державы. Мы отвыкли от такого стиля, от такой смелости нашего руководства. Последнее десятилетие мы смотрели вслед Западу и в принципе не отваживались ни на какие самостоятельные движения. Не исключено, что история с ХАМАСом может окончиться для России не совсем удачно. Но самое главное здесь все же то, что Россия начинает вести себя как великая держава со своей собственной повесткой дня, демонстрируя свою независимость и самостоятельность, свою суверенность в геополитическом смысле, применительно к довольно острым конфликтам.
С точки зрения официальных мировых СМИ, ХАМАС считается террористической организаций, которая в своих документах ставит в качестве задачи уничтожение государства Израиль. Основатель ХАМАСа шейх Ясин не скрывал своего стремления убивать евреев. ХАМАС - это радикальное исламистское движение, на которое Россия имеет очень слабое влияние. Специалистами в манипулировании этой структурой всегда считались как раз американские и израильские спецслужбы. Москва же всегда ориентировалась на поддержку ФАТХа и Арафата.
Не стоит также забывать, что и Государство Израиль было создано руками иудейских боевиков, которые точно так же обращались с местным палестинским населением, строя свою государственность. В результате палестинцы, проживавшие на этой территории, оказались под пятой израильтян - в обществе, которое сделало их гражданами второго сорта и принесло им много бед. Именно поэтому их борьба имеет серьезные обоснования.
Однако, помимо сугубо эмоциональной оценки в истории с ХАМАСом, есть еще два момента, которые также надо учитывать. Во-первых, в истоках движения ХАМАС, как утверждает сама израильская аналитика, мы видим руку "Мосада" и ЦРУ, которые стремились создать силу - искусственную и подконтрольную, - дискредитирующую "Фатх".
С другой стороны, победа ХАМАСа в Палестинской автономии - это как раз результат той демократизации, которую проводят Соединенные Штаты на Ближнем Востоке, в виде плана так называемого "Великого Ближнего Востока". Многие скептики в европейских и американских СМИ предрекали, что ничем хорошим реализация данного плана - утверждения глубокой демократии в этом регионе - не кончится.
Теперь же необходимо считаться со сложившимися реалиями: ХАМАС победил на выборах, он представляет легитимную власть Палестины, и Америка, безусловно, должна будет иметь с ней прямые дипломатические отношения. Ведь для Америки решение палестино-израильского конфликта - это дело престижа, проявления их планетарного могущества.
Но тут, в своем стремлении продемонстрировать миру новую роль возрожденной России, Путин опережает США. Мы оказались более готовы к этой ситуации, чем те, кто ее спровоцировал.
Америка, заявив претензию на глобальную гегемонию, с этой претензией очень наглядно и очевидно для всех не справляется. Россия спешит заполнить вакуум грядущего американского дефолта в глобальной политике. Сейчас нам необходимо продемонстрировать свою готовность активно участвовать в мировой политике, искать себе союзников на Востоке и на Западе - в Европе, Китае, в Индии, исламском мире и занять соответствующее нам место в этом постамериканском пространстве. Отсутствие исторической мудрости у американцев, неспособность навязать свою форму правления, отсутствие колониального опыта, который был у их предшественников - англичан, фатально выражается в тех провалах американской политики на Ближнем Востоке, венцом которых становится приближающееся вторжение в Иран. ХАМАС - это очередной знак неэффективности американской внешней политики.
Долгие годы палестинцы боролись за самоуправление и предоставление им автономии. Вопрос о создании двух государств, а как крайность - создание единого палестинского государства вместо Израиля, - возник как ответ на жесткую и непримиримую позицию самого Израиля. Если в такой ситуации продолжить проводить жесткую политику, как это пытаются сейчас делать израильтяне, столкнувшись с неминуемой угрозой, то это уже может привести Израиль к полномасштабной войне против всего арабского мира.
Само существование Государства Израиль сейчас под вопросом. И в этом назревающем конфликте между ХАМАСом и Израилем, куда втягивается еще и Иран, будет разыгрываться очень серьезная геополитическая и цивилизационная карта противостояния между Западом и Востоком, между исламским миром и иудейским Государством Израиль, между геополитическим однополярным миром, который создается сейчас американцами, и другими игроками, которые подтягиваются к новой фазе большой игры.
И здесь Путин проявляет свою готовность к новому этапу большой игры.
В этой ситуации стоит обратить внимание на программу ХАМАС, с которой они обратились к палестинцам, а именно на главную ее формулу: "ислам - наше решение". По сути, это ответ на "иудаизм - наше решение" в израильском обществе. По мере того как "ислам - наше решение" начинает мобилизовать широкие массы палестинцев и становится политическим фактором - фактором власти, фактором силы, одновременно и израильское общество будет двигаться вправо.
Все те поселенцы, которые так жестко протестовали выводу поселений из сектора Газа, оказались более правы, чем Шарон. Политика соглашательства с палестинцами - навязанная американцами "дорожная карта" - потерпела крах. В Палестине это привело к радикализации, результату, прямо противоположному тому, на который надеялись авторы "дорожной карты". В израильском обществе усиливаются позиции правых, которые ответят на "ислам - наше решение" - "иудаизм - наше решение", а мы знаем, как иудаизм относится к не иудеям, с какими жесткими формулами подходит. Америка, решив примирить две враждующие стороны, проделала ряд шагов, которые дали прямо противоположный результат.
Именно сейчас Путину надо предложить что-то новое. Не просто попросить ХАМАС признать Израиль - этого не произойдет, но выступить с формулой: "традиция - наше решение". Сегодня мы наблюдаем очевидное повышение статуса религиозного фактора в политике, причем в политике агрессивной, которая ведет не просто к культурным спорам, но к крови и жертвам. ХАМАС будет исламизировать палестинское движение, Израиль в ответ будет повышать фактор иудейской религии среди своего населения. Ситуация оказывается на пороге совершенно нового витка межрелигиозных конфликтов. И в этой ситуации Америка и западный мир предлагают: религия - это вещь степенная, давайте сойдемся на светскости и секулярности. И вот именно это как раз не работает. Нужно предложить совершенно иное решение для этого межконфессионального, межрегионального нагнетания страстей на Ближнем Востоке и во всем мире.
Что Путин мог бы сказать лидерам ХАМАСа в Москве? Он не может им сказать: признайте иудаизм, будьте толерантны - для радикальных исламистов это не аргумент. Куда реальнее предложить лидерам ХАМАСа пускай внешне утопический, но все же более понятный им проект евразийской модели или общего традиционного подхода, когда каждый народ, возвращаясь к своим традициям и корням, уважает, а не демонизировать другой народ, который тоже возвращается к своим корням и своим традициям, даже если они иные. Другими словами, обернуть религиозную мощь, настроение палестинцев не против иудеев и израильтян, а против американцев с их нелепой "дорожной картой", с их провальной мировой гегемонией и светским секулярным глобалистским проектом, который Запад несет народам. Вот в этом Путин найдет понимание у лидеров ХАМАСа. То же самое необходимо протранслировать и израильтянам - идею о том, что Россия поддержит их борьбу за их ценности, за сохранение их идентичности, если Израиль перестанет быть марионеткой атлантистской американской политики и будет отстаивать свою духовную религиозную идентичность, опираясь на собственные ресурсы. А ресурсы у небольшого израильского государства колоссальны.
Россия должна играть на Ближнем Востоке двумя руками, развивая диалог с палестинцами, в частности с ХАМАСом, и поддерживая наши отношения с Израилем. Не вопреки Израилю, а вместе с Израилем. Но предложить мы должны прямо противоположное американскому решение не на основе толерантности и секуляризма, а на основе принципа "традиция - наше решение".