03.03.2006 04:00
    Поделиться

    В Поднебесной коррупцию пресекают смертной казнью

    Однако в эпоху мобильных телефонов связь и в захолустье стала прибыльным делом. Так что на нем вздумал погреть руки даже самый высокопоставленный в данном деле чиновник.

    Лу Ваньли был приговорен к высшей мере наказания за получение взяток на общую сумму в 25 миллионов юаней (свыше 3 миллионов долларов). А мздоимством или мошенничеством в особо крупных размерах в Китае считается незаконное присвоение более миллиона юаней (125 тысяч долларов). За это при отягчающих обстоятельствах грозит смертная казнь.

    Мне довелось четыре года проработать в Пекине как раз в пору расцвета российских финансовых пирамид. Массированная телевизионная реклама "МММ" вдохновила китайских подражателей Мавроди. Помню, четверо из них создали инвестиционный банк вроде бы для благородной цели: финансировать производство одноразовых шприцев. И посулили своим вкладчикам немыслимые выплаты: 10 процентов в месяц.

    На такую приманку клюнули многие руководители государственных предприятий и учреждений. Чиновники задерживали в своих ведомствах оплату счетов, выдачу зарплаты. И за пару месяцев "прокручивания" казенных средств получали немалые барыши. За счет постоянного увеличения числа клиентов более ранние вкладчики успевали получать свои завышенные проценты.

    Однако правоохранительные органы быстро распознали преступную суть финансовой пирамиды. Четверо ее создателей были отданы под суд и публично казнены. Обманутых вкладчиков оказалось лишь несколько сотен. А ведь ими могли стать тысячи людей, которые рисковали бы не казенными деньгами, а личными сбережениями. Так суровость наказания в зародыше пресекла в Поднебесной знакомую нам болезнь, которая имела в России тяжкие последствия для миллионов граждан.

    Пекинские власти всегда отдавали себе отчет в том, что коррупция рождается на стыке деятельности партийно-государственного аппарата и частного бизнеса. В условиях регулируемой рыночной экономики предприниматель во многом зависит от чиновника, который может то ли дать, то ли не дать лицензию, предоставить то ли большую, то ли малую квоту, осчастливить выгодным госзаказом то ли эту, то ли другую фирму. Поэтому борьба с коррупцией всегда ведется на два фронта: как против мздоимства чиновников, так и против мошенничества предпринимателей.

    Сразу же после начала экономических реформ в это дело активно включились прокуратура, суды, управление общественной безопасности, а также специально созданная в ЦК КПК Комиссия по проверке дисциплины (аналог Комитета партийного контроля про ЦК КПСС). Ее глава У Гуаньчжэнь хоть и держится в тени, слывет одной из влиятельных фигур в руководстве страны.

    В 1997-2002 годах Комиссия по проверке дисциплины возбудила 862 тысячи дел о коррупции. В результате их рассмотрения партийные или уголовные наказания получили 843 тысячи человек. А лишь за минувший год из КПК были исключены 115 тысяч человек.

    Противозаконные сделки власти и бизнеса тревожат не только руководство, но и общественность КНР. Участники студенческих демонстраций на площади Тяньаньмэнь в 1989 году добивались отнюдь не расширения демократических прав и свобод, как утверждают на Западе. Их главным лозунгом были слова: "Долой продажных чинуш!". Борьба с мздоимством в Поднебесной началась не вчера и кончится не завтра.

    Поделиться