03.03.2006 06:00
    Поделиться

    Егор Строев: Государство должно сдерживать аппетиты монополистов

    Егор Строев - о национальных проектах, новой экономической политике и местном самоуправлении

    Гость делового завтрака "Российской газеты" - Егор Строев, губернатор Орловской области, один из самых опытных российских политиков. В ходе беседы Егор Семенович рассказал о состоянии дел в регионе, дал оценку происходящим в стране социально-экономическим и политическим преобразованиям.

    Крестьянский час

    Российская газета | Егор Семенович, учитывая специфику области, разговор уместней всего начать с проблем агропромышленного комплекса. Попытки поставить сельское хозяйство на рельсы рыночной экономики начались не вчера. Именно здесь, на Орловщине, годами отрабатывались модели хозяйствования, которые сегодня действуют и в других регионах России. Какими сейчас видятся результаты этой работы? Насколько они "стыкуются" с теми задачами, что ставятся перед областью в рамках соответствующего национального проекта?

    Егор Строев | Давайте посмотрим в корень преобразований в этой сфере. Ни для кого ведь не секрет, что неопределенность, окружавшая процессы развития аграрного комплекса, во многом проистекала из-за того, что не был решен вопрос - вводить частную собственность на землю или не вводить. Сколько копий сломали... У нас на Орловщине этот коренной вопрос был предрешен значительно раньше, чем появился соответствующий закон - еще в советское время. Да, не удивляйтесь, именно тогда, во второй половине 80-х годов, мы вплотную занялись арендным и коллективным подрядом, первыми в стране стали развивать фермерское движение, открыто поддерживать семейные хозяйства. По сути, тогда мы закладывали философию социально-экономических отношений на селе, которая оказалась востребованной сегодня. Уместно будет вспомнить, что еще в 1993-м году, будучи избранным на пост главы администрации области, я сразу сказал: споры о том, быть или не быть крестьянской собственности на землю, у себя в области мы закончили. И после этого мы с ходу выдали землю в долевую форму собственности, что тогда было предусмотрено законодательством, и стали развивать фермерское хозяйство, решать другие вопросы управления аграрным комплексом, включая все возможные на тот момент формы - акционерные общества, кооперативы, товарищества на вере. Мы первыми в России образовали агрофирмы, а вслед за ними - и агрохолдинги, которые затем стали возникать в других регионах. Создали фонд поддержки аграрной реформы "Агромир", при содействии которого шла отработка новых моделей хозяйствования. Конечно, мы и тогда понимали, что далеко не все может получиться из задуманного - жизнь отсеет лишнее. Так и вышло. В итоге мы отработали на практике философию многоукладной сельской экономики, дали собственнику возможность самостоятельного выбора формы управления.

    РГ | Каким бы ни был опыт в отдельно взятой области, он не может оставаться "вещью в себе", не испытывать внешних влияний, да и без политической поддержки сложно рассчитывать на успех.

    Строев | На тот период о поддержке говорить не приходилось - скорее, о сопротивлении. По моему глубокому убеждению, государство и общество не могут нормально функционировать без определения приоритетов. Государство не должно "диктаторски" вмешиваться в рыночный процесс, но ему также не следует ограничиваться ролью "ночного сторожа". И сегодняшний поворот в сторону определения национальных приоритетов можно только приветствовать и поддерживать.

    Что происходило в те годы, когда мы пытались заложить рыночные основы в сельском хозяйстве? Мы все столкнулись с явлением, которое не имеет никакого отношения к собственности. Я говорю о пресловутом диспаритете цен, при котором сельское хозяйство нормально функционировать не может. Сначала он стал уничтожать интерес крупных производителей, а затем добрался и до более мелких, до устойчивых на тот момент крестьянских хозяйств и даже до личных подворий... В какой-то момент мы дошли до предела, до того рубежа, от которого отступать некуда. Только вдумайтесь - долги аграрного комплекса достигли заоблачной суммы в 397 миллиардов рублей. Страна потеряла 40 миллионов гектаров пашни. И при этом бюджетное финансирование АПК практически сошло на нет.

    Мы открыто говорили, что может произойти с сельским хозяйством страны, если срочно не повернуться к нему лицом. Поворот произошел. В этом смысле знаковыми стали слова министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, произнесенные им на заседании Госсовета в Элисте: частная собственность на землю сама по себе еще ничего не решает. Эти слова дорогого стоят. Ведь действительно, частная собственность - как фундамент рынка - не играет определяющей роли, когда базовые показатели аграрной отрасли выглядят удручающими, нерыночными по своей сути.

    Поворот произошел. Власть услышала не нас, нет - услышала крестьян. Услышала Россию. Увидела завтрашний день. Это сегодня главное.

    Конечно, если бы слова остались только благими намерениями - был бы другой разговор. Но сегодня определены финансовые параметры поддержки АПК. Впервые в новой России подготовлен закон о сельском хозяйстве, регулирующий экономические отношения власти и аграрного комплекса.

    РГ | Каковы "региональные приоритеты" в сельскохозяйственной сфере?

    Строев | Вся она как таковая - наш приоритет. Что же касается ее сегментов... К примеру, мы подписали соглашение с минсельхозом о выделении нам субсидированного кредита в объеме 500 миллионов рублей на погашение ставки рефинансирования для развития животноводства. У нас разработана соответствующая программа, которая ставит задачу вдвое увеличить за 5 лет производство мяса.

    Занимаемся вплотную внедрением новых технологий в животноводстве. У меня на рабочем столе лежит проект молочного комплекса на 1200 голов. Один такой комплекс после подготовки площадей собирается в течение 24 дней. А раньше годами строили, гигантские деньги затрачивали. Всего мы планируем возвести в области полсотни таких сооружений - с одной стороны, простых, с другой - высокотехнологичных и эффективных.

    Однако и установка таких комплексов - еще не залог их экономической эффективности. Скажем, если разместить в них коров, дающих в среднем по 3-4 тысячи литров молока в год - значит, "сжечь" затраченные деньги. Показатели по продуктивности должны быть втрое выше. А для этого необходимо вести серьезную племенную, селекционную работу. Необходимо также решить целый комплекс задач, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к животноводству - в социальной сфере, в образовании.

    РГ | Насколько серьезна кадровая проблема в сельской местности? Есть кому работать на высокотехнологичном оборудовании?

    Строев | Скажу прямо - сегодняшними кадрами нам не обойтись, потенциал надо наращивать. Проблема серьезная, но решаемая. Скажем, для кадрового обеспечения сферы животноводства потребуется дополнительно около пяти тысяч специалистов - для нас не столь уж много, если учесть, что в области есть аграрный университет. Да и сами руководители предприятий ищут талантливых ребят в студенческой среде, приглашают на работу. Специалистов подготовим. Но надо ведь не просто дать им образование - необходимо создать им условия для работы, обеспечить жильем, подумать о том, в какую школу пойдут их дети, где семья будет лечиться... На самом деле эта проблема касается не только руководителей предприятий, заинтересованных в подготовленных кадрах, но и представителей власти - и местной, и региональной. Здесь нельзя ничего упустить: если не примешь во внимание хотя бы одну деталь, одно звено в цепочке - может разрушиться все сооружение.

    РГ | Егор Семенович, естественно, без солидных вложений в сельское хозяйство таких вопросов не решить, как на Орловщине складываются отношения с инвесторами?

    Строев | При том, что у нас работает порядка полутора тысяч сильных фермерских хозяйств, масса крепких крестьянских подворий, к нам идут мощные инвесторы. Нелишне будет заметить, что работаем с ними без риска для областной казны - бюджетных гарантий не даем. Закладывать экономику под коммерческие риски - не наш стиль работы. В отношениях с инвесторами нужно понимать: их, по большому счету, интересуют не надои, привесы и урожайность, а прибыль и рентабельность. Из этого тезиса и стоит исходить, остальное приложится.

    Если говорить в целом - сегодня объем инвестиций превышает объем областного бюджета - десять и восемь миллиардов рублей соответственно. Значительная часть приходится на аграрную отрасль. Тут есть такая особенность: вложил инвестор свои стартовые средства - и все, он уже наш, будет вкладывать и дальше. Тем более, что стараемся создать для него режим экономического благоприятствования: в области действует закон о защите инвестиций, предусматривающий, в частности, существенные налоговые послабления. Надо понять, что бизнесмен или банкир - это не только деньги, но и технологии. Осенью прошлого года во время уборки сел за штурвал современного свеклоуборочного комбайна - мощного, с электронной системой управления, с бункером на 60 тонн. Неделю лили дожди, а комбайн как луноход идет по раскисшему полю без пробуксовок. Ты только давишь на газ, об остальном бортовой компьютер думает. С такой техникой никаких потерь урожая, сахарная свекла становится рентабельной.

    РГ | Общая картина выглядит довольно оптимистичной. Есть уверенность в том, что задуманное осуществится. Ничто не помешает планам?

    Строев | Мы готовы развивать село, и оно будет развиваться, но только при условии, что государство будет жестко регулировать межотраслевые отношения, сдерживать аппетиты монополистов. Иначе мы спустя какое-то время опять скажем: что-то не учли, что-то недодумали. Необходимо отдавать себе отчет, что сельское хозяйство - не просто сфера экономики. Это и среда обитания, и образ жизни народа, и важнейший стратегический фактор закрепления территории за государством. Никак не меньше.

    Строить и лечить

    РГ | Егор Семенович, в ходе своего визита в Орловскую область в середине февраля первый заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Медведев уделил особое внимание вопросам строительства доступного жилья. Известно, что на Орловщине разработаны и успешно действуют свои "эксклюзивные" проекты жилищного кредитования, в частности, программа "Славянские корни" для сельских жителей. Среди горожан прижилась ипотека. Какие возможности есть у жителей области, стремящихся решить квартирный вопрос?

    Строев | Жилищный вопрос в России приобрел политическое звучание - сегодня от него никуда не уйти. Однако решить его "в лоб", используя традиционные методы - задача непосильная. И в этом смысле ипотека для многих является спасением. Но у нее есть слабое место - довольно высокая процентная ставка. Сегодняшние 18 процентов - даже при перспективе снижения до 12 - отсекают от ипотечной программы значительную часть нуждающихся в жилье. Мы же, разработав свою ипотечную программу в конце 90-х, сразу постарались максимально снизить ставку - до 10 процентов годовых на срок до 15 лет. Строительный рынок не просто оживился - объемы стали расти в геометрической прогрессии. Достаточно сказать, что ОАО "Орелстрой" - крупнейшая строительная организация области - за три года нарастила объем сдаваемого жилья с 18,5 тысячи квадратных метров до 100 тысяч - в пять с лишним раз. Сейчас у нас более четырехсот строительных организаций, и без работы они не простаивают.

    Действует ипотечная программа для молодежи, в рамках которой мы должны обеспечить жильем не менее 20 тысяч молодых семей. По этой программе за счет областного и местных бюджетов мы находим возможность гасить до 30 процентов стоимости жилья.

    Нам очень хотелось бы, чтобы в регионе оседало как можно больше офицеров запаса. Не дело, когда жилье для военнослужащих строится только в Москве, Санкт-Петербурге, где цены на недвижимость в разы выше, чем в Орле, Воронеже, Курске... Куда как целесообразней направить средства, предназначенные на эти цели, и в регионы.

    Что касается упомянутой программы "Славянские корни", то для сельских жителей мы уже построили около 10 тысяч коттеджей. Особенность программы в том, что заемщик может рассчитываться за жилье не только деньгами, но и выращенной на своем подворье продукцией.

    Шаги государства в решении проблемы доступного жилья сегодня крайне важны. Скажу больше - программа ипотечного кредитования, поддержанная правительством и президентом, может стать самым крупным политическим решением федеральной власти. Налицо все признаки появления новой экономической политики - политики созидания. Впервые за последние 15 лет мы вплотную подошли к решению проблем конкретного человека. Это говорит о понимании властью своей социальной ответственности перед народом. И она, власть, федеральная и региональная, должна взять под контроль реализацию задуманного не только в строительстве жилья, развитии АПК, но и в осуществлении других программ.

    РГ | В продолжение разговора о реализации национальных проектов хотелось бы спросить о состоянии дел в сфере здравоохранения Орловщины...

    Строев | В таком случае продолжу строительную тематику. Мы собираемся возвести в Орле крупнейший в регионе современный медицинский центр - на площади 80 тысяч квадратных метров. В текущем году на эти цели в областном бюджете предусмотрено 100 миллионов рублей. Заключаем соглашение с австрийскими инвесторами, которые помогут нам его спроектировать и построить. Этот центр станет частью единого комплекса, в составе которого - уже действующая семиэтажная амбулатория и медицинский институт. Заканчиваем реконструкцию онкологической клиники. Работаем над строительством нового корпуса городской больницы в Орле - этот проект вошел в федеральную программу, объем капиталовложений составляет 360 миллионов рублей. Кроме того, поставлена задача завершить строительство и реконструкцию больниц во всех районных центрах области - в большей части районов эти работы уже выполнены.

    Строим завод по производству человеческого инсулина, которым рассчитываем обеспечить в перспективе не только Россию, но и Украину, отдельные страны дальнего зарубежья. Достигнуты договоренности о возведении на территории области еще двух предприятий - по выпуску интерферона и других лекарственных препаратов.

    Понятно, что реформирование здравоохранения заключается не только и не столько в строительстве новых учреждений или предприятий. Решаем проблемы с кадрами - в частности, с участковыми врачами. Не секрет, что "головной болью" для многих регионов является уровень подготовки участковых - на этих должностях порой работают люди, не имеющие высшего медицинского образования. С ответственностью заявляю - в нашей области такого нет. Более того, сегодня мы приглашаем к себе на работу медиков из столичных клиник. В частности, в онкологическую больницу приняли на работу высококлассных специалистов из московского института гематологии.

    РГ | Как оценили на Орловщине введенную недавно систему государственных родовых сертификатов?

    Строев | Безусловно, как шаг вперед. По нашим расчетам, это новшество позволяет покрывать от 30 до 50 процентов расходов на заработную плату медперсонала родильных домов. Сегодня благодаря этой системе зарплата там поднялась с трех-четырех тысяч до семи-восьми. Разве не замечательно, что благосостояние медиков растет не за счет поборов, а благодаря продуманному распределению средств. И, что не менее важно, меняется к лучшему отношение персонала к своим пациенткам-роженицам. Значит демографическая ситуация сдвинется с мертвой точки.

    Местное время

    РГ | Орловская область стала своего рода "полем эксперимента" и для реализации реформы местного самоуправления - ведь здесь еще около десяти лет назад была введена так называемая двухуровневая система органов власти. Что показал этот опыт?

    Строев | Да, еще в 1996 году мы приняли областной закон о местном самоуправлении и стали по нему работать. Таким образом, с введением 131-го федерального закона нам не пришлось кардинально менять сложившуюся систему на местах - а лишь откорректировать ее в соответствии с новыми требованиями.

    Что было сделано за это время? Во-первых, полностью сняли проблему границ муниципальных образований - нам не надо заново "городить огороды", решать возникающие в подобных случаях острые противоречия. Во-вторых, за 10 лет работы Орловской академии госслужбы мы подготовили три с половиной тысячи специалистов, получивших второе высшее образование. Тех самых юристов, менеджеров, экономистов, о нехватке которых в местных органах власти так много говорят сейчас во всех регионах. У нас такой проблемы, по большому счету, не существует. В-третьих, у нас подготовлен реестр собственности, в соответствии с которым идет ее распределение между уровнями власти.

    Ну и, наконец, проблема исполнения поставленных задач на местах. Будем говорить прямо - есть органы власти первого уровня, которые способны осуществлять у себя реформу местного самоуправления в полном объеме. А есть и такие, которые вряд ли смогут в обозримом будущем выполнить хотя бы часть требований закона. Они просто не потянут: ни коммунальную службу не создадут, ни глубинные скважины не обслужат... В таких случаях нужны договоры между уровнями власти: одни передают деньги, другие - полномочия. Эта проблема - из самых трудных, но решать ее надо.

    Сложность и в том, что в 131-м законе не проработаны вопросы финансирования местных органов власти. Мы в свое время ставили задачу перевести районы на самофинансирование, постепенно решали ее. Но после того, как были изменены положения о бюджетном федерализме, мы остались без значительной части налоговых поступлений. Такая тенденция прослеживается по сей день. Не думаю, что она способствует развитию местного самоуправления.

    РГ | Орловская область - в числе регионов, где 12 марта состоятся выборы в местные органы власти, в том числе - мэра областного центра. Что вас больше всего беспокоит накануне этой даты?

    Строев | Особых поводов для беспокойства у меня нет. Время крика, плакатных революций ушло, будем надеяться, безвозвратно. По большому счету, сейчас важно не то, какие политические силы победят на выборах, а кто будет отвечать за решение поставленных задач - в том числе, по реализации национальных проектов. Исходя из этого и было принято решение отказаться от составления партийных списков. Пусть люди сделают свой выбор, исходя из личности кандидата. Пусть выберут тех, кто научился работать в новых условиях, уже проявил себя, завоевал авторитет. Народ все равно умнее каждого из нас, он не промахнется, выберет тех, кто научился работать в новых условиях, проявил себя, завоевал авторитет.

    РГ | Егор Семенович, в свое время вы стали первым руководителем субъекта федерации, прошедшим через прямые губернаторские выборы. В минувшем году вы испытали на себе новую процедуру переназначения - уже по новой системе. Наверняка пришлось сравнивать эти два подхода...

    Строев | Отдаю себе отчет в том, чем вызваны эти изменения. В период, когда стабильность дается нам дорогой ценой, когда экстремистские силы покушаются на целостность государства - такой шаг закономерен. Вероятно, на каком-то этапе мы вновь вернемся к прямым губернаторским выборам. Но сегодня назначение оправдано и целесообразно.

    Поделиться