06.03.2006 02:00
    Поделиться

    Владимир Силкин: Прежняя система продажи имущества сама изжила себя

    Как эта концепция видится разработчикам? Что нового внесет она в жизнь Москвы и москвичей? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" с руководителем департамента имущества Владимиром Силкиным.

    Плохой, но дешевый

    Российская газета | Владимир Николаевич! В этом году Москва подняла цены на аренду своих помещений на 30 процентов. Не боитесь растерять арендаторов из-за того, что новая плата окажется им не по карману?

    Владимир Силкин | Не боюсь. Малый бизнес, учреждения культуры, спорта и другие предприятия, которым без поддержки не выжить, у нас защищены серьезными льготами: где еще, как не у города, они снимут помещение по минимальной ставке - 840 рублей за квадратный метр? С другой стороны, даже выросшая цена у нас дешевле, чем у частника, - в среднем по 5 тысяч рублей. А средняя рыночная ставка составляет сейчас примерно 10 тысяч рублей за метр.

    РГ | А что же вы так дешевите?

    Силкин | А помещения-то у нас какие? Сплошь подвалы, старые, с изношенными коммуникациями. Недавний анализ показал, что из 7,5 миллиона квадратных метров зданий, которыми располагает город для сдачи в аренду, процентов 60-65 плохих и очень плохих.

    РГ | Все лучшее уже распродали?

    Силкин | Это правда. За последние десять лет распродано 10 миллионов квадратных метров.

    РГ | Причем за бесценок! Вы пришли на свою должность в момент, когда как раз по этому поводу шел скандал вокруг дела Авекова?

    Силкин | Дело Авекова, как известно, развалилось. Прежняя же система продажи имущества сама изжила себя. Теперь все идет через аукцион. Пришел человек на торги, проголосовал рублем. Хватило денег - купил. Например, в конце прошлого года в Замоскворечье продали здание - не скажу что суперхорошее, и тем не менее оно ушло по 7 тысяч долларов за метр.

    РГ | Надо ли распродавать оставшееся имущество? Один раз продали, выручили денег, и все. Благодаря аренде же столица может получать доходы долгие годы.

    Силкин | Ничего дурного в распродаже нет. Мы изучили опыт других стран, нигде - ни в Париже, ни в Лондоне, ни даже в странах Прибалтики муниципальные власти не имеют недвижимости в собственности. Я сторонник того, чтобы распрощалась с нею и Москва. Почему? Да хотя бы потому, что эффективно управлять ею у нас некому. Один чиновник отвечает примерно за 15-20 тысяч квадратных метров помещений. Разве сможет он обеспечить и сохранность зданий, и поставить дело так, чтобы они еще и доход приносили? Да никогда! Но это позиция с точки зрения стратегии. А жизнь-то сейчас идет. И у нее свои требования. Например, для ведения комплексной реконструкции микрорайонов позарез нужны 1,5 миллиона квадратных метров нежилых помещений - чтобы расселить фирмы из домов, идущих под снос. Или взять другую проблему. Множество районов нуждаются в магазинах, расположенных в шаговой доступности от жилья. Где их размещать? Поэтому в прошлом году было продано всего 28 тысяч квадратных метров нежилых помещений, хотя еще недавно продавалось по 900 тысяч в год. Зато новых введено в эксплуатацию 150 тысяч. Примерно такая же пропорция сохранится и в текущем году. Продаем в основном то, что требует немедленной заботы и реконструкции.

    РГ | Недвижимость, принадлежащая городу, прирастает за счет бюджета?

    Силкин | За счет бюджета мы получаем первые этажи муниципальных домов. Это дает в год примерно 80 тысяч квадратных метров нежилых помещений. Еще примерно столько же строится по инвестиционным контрактам.

    РГ | Как получить у города в аренду помещение по доступной цене?

    Силкин | Только через конкурс, другого пути нет. Оформление документов - через службу "одного окна", никаких личных контактов у заявителя с чиновником, когда один "хороший парень" может на определенных условиях войти в положение другого "хорошего парня", не допускается. Все льготы предоставляются отраслям, а не конкретному Ивану Ивановичу или Петру Николаевичу.

    РГ | Например, бытовому обслуживанию?

    Силкин | Да, но и там услуга услуге рознь. Проведенный департаментом анализ показал, что среди парикмахерских, например, и без того колоссальная конкуренция, так как в этой сфере высокая рентабельность. А вот у ремонта одежды и ремонта обуви рентальность низкая, а спрос на эти услуги высокий. Поэтому их и решено поддержать, а парикмахеры на рынке и сами не пропадут. Правда, социально аккредитованные парикмахерские все-таки могут рассчитывать на поддержку властей.

    Убыточных - с молотка

    РГ | Владимир Николаевич! Судя по уже принятым решениям, Москва вновь, как и во многих других отраслях, решила первой в России покончить с ГУПами?

    Силкин | Это должно случиться к 2009 году, как и предусмотрено федеральным законодательством. Другое дело, что интенсивно столица занялась этим вопросом действительно первой. Ведь когда наступит 31 декабря 2008 года, может выясниться, что ликвидировать государственные унитарные предприятия просто невозможно. Ведь процесс приватизации занимает полтора-два года. А так - вполне успеем.

    РГ | И какова же судьба ждет ГУПы?

    Силкин | Сейчас их осталось 814. Те, что оказывают услуги, имеющиеся на рынке, если они конкурентоспособны, будут акционированы. А если неконкурентоспособны, то вообще нет смысла их держать. Значит, пойдут с молотка.

    РГ | Продаваться будет только их имущество или сам бизнес?

    Силкин | В каждом конкретном случает - свой подход. РЭПам, которые обслуживают жилой фонд, как отдашь помещения, если они сегодня, скажем, выиграют конкурс на обслуживание жилого фонда, а завтра - проиграют? Возьмут и перепродадут это помещение. И куда тогда сажать новые фирмы, которые придут на их место? Кроме того, есть ГУПы-монополисты вроде Мосводоканала. С ними вообще нужно быть предельно осторожными. Или взять всем известные дирекции единого заказчика, которые немного дублируют функцию исполнительной власти в районе, получая из бюджета разницу между платой за услуги, которую вносят москвичи, и их себестоимостью. Они должны стать казенными предприятиями, деятельность которых более прозрачна: со сметой доходов и расходов, отдельной строкой по финансированию из бюджета.

    РГ | А что будет с музыкальными школами, детскими садами и т.д.?

    Силкин | Они превратятся в государственные учреждения.

    РГ | Параллельно Москва начала избавляться и от контрольных пакетов акций в АО...

    Силкин | В нашем департаменте имеется один куратор на 40 акционерных обществ. О каком же эффективном управлении города своей долей можно говорить? Ни один нормальный собственник не позволит себе такого. Поэтому правительство Москвы сейчас должно определиться, где, в каких сферах город должен присутствовать, а какие можно уже полностью доверить рынку.

    РГ | И где же проходит водораздел?

    Силкин | По нашему мнению, в торговле или скажем, в ресторанном бизнесе столице делать нечего. А вот обеспечение теплом, светом, связью, транспортом - его функция. Это одна сторона. Другая - чисто экономическая. Если АО приносит доход в столичный бюджет, то кому от этого плохо? Пускай и дальше приносит. Но разве можно мириться с ситуацией, когда половина предприятий, в которых у Москвы есть свои пакеты акций, приносят прибыль ниже уровня инфляции? Вот от таких и нужно будет в первую очередь избавляться. Частный бизнес готов бороться на аукционах за городские пакеты акций и платить за них большие деньги, потому что понимает, как ими управлять, чтобы получать прибыли.

    РГ | Новшества пришли и в похоронный бизнес?

    Силкин | Да, еще недавно ритуальные услуги были переданы фирмам, которые 25 процентов акций отдали Москве. Такова норма, установленная московским законом. Обернулось это тем, что официально заявленный этими фирмами оборот составлял всего 3 миллиона долларов, хотя на самом деле был не меньше 100 миллионов долларов в год. Вопрос, куда девались остальные 97 миллионов, звучит чисто риторически, потому что куда, всем понятно - город, по сути, оказался участником черного бизнеса. Мы собрали представителей скорбного бизнеса и сказали: не будете платить сколько положено, продадим всех. Они перепугались: да будем платить, только не трогайте нас.

    РГ | На последнем заседании правительства Юрий Лужков предложил для определения рентабельности предприятий ввести новую измерительную единицу - так называемый "индекс Силкина". Что это такое?

    Силкин | Судьба каждого АО будет зависеть от того, насколько оно полезно для города. Определяться это будет с одной стороны доходностью, а с другой - уровнем выполнения задач, поставленных городом. Если все отлично, то по новому порядку директор будет получать такую премию, что ему не нужно будет стараться что-то тайно урвать: премия его может достигать 20, 30 и даже 40 тысяч долларов. Но если поставленные задачи не выполняются, значит, ты плохой директор и пора ставить другого. Такое условие я предложил записать в контракт с каждым из руководителей, так как иначе убрать кого-то с должности, как бы человек плохо не работал, очень сложно. Даже не принося никакой пользы городскому сообществу, за такие посты люди держатся крепко. Юрий Михайлович такой подход одобрил и назвал его "индексом Силкина".

    Денежный пылесос

    РГ | Владимир Николаевич! Вы не раз с тревогой говорили о том, что провести регистрацию городской собственности, без которой невозможно осуществить планы столичных властей, возможно, имея лишь для этого денег в размере целого годового бюджета Москвы. Так учреждение юстиции взвинтило свои цены на эти услуги.

    Силкин | Да, за регистрацию прав собственности города на каждый объект город должен был выложить 7,5 тысячи рублей. Лужков возмутился: "Что вы делаете, - говорил он. - Вы же фактически создали пылесос, который высасывает деньги из субъектов Федерации и гонит их в федеральный бюджет. Там что, дефицит?" Он написал об этом в письме Михаилу Фрадкову. В итоге эту глупость для субъектов Федерации отменили, теперь мы платим по 100 рублей. Но юридические-то лица мучаются по-прежнему!

    РГ | А раздел памятников истории и культуры у столицы с федеральным центром закончился?

    Силкин | Памятников - да. А вот когда у Москвы попытались изъять в федеральную собственность примерно 2,5 миллиона квадратных метров помещений, в которых сидят представители федеральной власти, мы подали запрос в Конституционный суд. Правительство Москвы заняло на этот счет очень жесткую позицию: бесплатно ни метра никому не отдадим.

    РГ | Поясните, пожалуйста, о каких помещениях идет речь.

    Силкин | Простой пример. За деньги столичных налогоплательщиков, например, Москва построила здание УВД Центрального административного округа на Большой Калитниковской улице. Суперсовременное, оснащенное по последнему слову техники. А теперь нам говорят: отдайте безвозмездно! Или размещая мировых судей, город потеснил множество других служб, выделил для них здания, оборудовал рабочие места. Теперь говорят - отдайте и эти помещения! Нет, так не пойдет.

    РГ | И когда же состоится суд?

    Силкин | Хотелось бы до него дело все-таки не доводить. Тем более, что Госдума внесла изменения в 122-й закон, заваривший эту кашу и часть полномочий субъектам уже возвращена.

    Подготовила Любовь Пятилетова

    Поделиться