Он назвал законопроект одним из важнейших итогов работы над правовыми основами деятельности ФАС в 2005 году. "Уже никто не сможет остановить его. Дискуссия с бизнесом говорит о том, что мы прошли весь путь понимания того, что должно быть в законе с точки зрения антимонопольного органа, правительства и бизнеса", - сказал И. Артемьев.
Действующий закон об антимонопольной деятельности был принят еще в 1991 году, а новый пока прошел только первое чтение в Госдуме.
По словам Артемьева, самое время принимать конкретные шаги по сближению норм конкурентного законодательства России и ЕС. Для начала европейским специалистам предложено дать экспертную оценку проекта закона "О конкуренции".
Российские эксперты уже высказались на его счет. По их мнению, целый ряд принципиальных вопросов, вызывавших недовольство представителей бизнеса в ходе дискуссии, был разрешен. Это вопросы, связанные с коллективным доминированием, согласованными действиями.
В соответствии с проектом антимонопольное ведомство перестанет контролировать покупку каждой акции компании. Его будут интересовать только большие пакеты - от 25 процентов. Порог сделок, которые не считаются монопольными, будет повышен до 3 миллиардов рублей. Разрешение ФАС понадобится только тому, кто приобретает блокирующий или контрольный пакет акций или претендует на владение 75 процентами плюс одна акция компании.
Принятый Госдумой в первом чтении законопроект предусматривает снижение с 65 до 50 процентов значения рыночной доли хозяйствующего субъекта, которая позволяет квалифицировать его положение на соответствующем товарном рынке в качестве доминирующего. Хозяйствующие субъекты, доля которых на товаром рынке превышает 50 процентов, признаются доминирующими, если они не докажут, что не обладают возможностью в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В законопроекте сохранено правило, в соответствии с которым не может быть признан занимающим доминирующее положение хозяйствующий субъект, доля которого на соответствующем рынке ниже 35 процентов. Однако из общего правила сделано исключение для товарных рынков, характеризующихся особой структурой спроса и предложения. Так, может быть признан занимающим доминирующее положение и хозяйствующий субъект, доля которого выше 5 процентов на товарном рынке, там, где спрос на соответствующие товары не является эластичным, там, где потребители товаров не могут отказаться от потребления в прежних размерах, даже в случае роста цены на такой товар. На таком рынке 3 или менее крупнейших хозяйствующих субъектов могут считаться монополистами, если суммарно занимают долю больше 50 процентов либо 5 крупнейших субъектов, если суммарно занимают больше 70 процентов.
Определенные законопроектом виды монополистической деятельности, сделки, действия, ограничивающие конкуренцию, а также предоставление государственной помощи могут быть признаны допустимыми антимонопольным органом, даже если они ограничивают конкуренцию, в том случае если: они направлены на совершенствование производства или стимулирование технического прогресса, повышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке. И это при том, что помощь не создают для отдельных лиц возможности не допустить или устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке.
Законопроект наделяет правом суд, а также антимонопольный орган определять соответствие видов монополистической деятельности, сделок и действий, ограничивающих конкуренцию и подлежащих государственному контролю экономической концентрации, а также отдельных случаев предоставления государственной помощи правилу разумности и признавать их допустимыми.
Банк России включен в перечень органов и организаций, на которые распространяется существующий сегодня в антимонопольном законодательстве запрет соглашений или согласованных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, результатом которых является ограничение конкуренции. Этот запрет действует, за исключением случаев таких соглашений, установленных федеральным законом.
Законопроектом определены общие антимонопольные требования к порядку проведения всех видов торгов федеральными, региональными и местными органами власти, другими получателями бюджетных средств. В частности, законопроект определяет перечень требований к содержанию порядка проведения торгов, который должен обязательно включать: порядок информирования о проведении торгов, требования, предъявляемые к их участникам; регламент образования и деятельности комиссии по проведению торгов; порядок определения победителя, срок заключения и существенные условия контракта с победителем.
Новый закон расширяет перечень организаций, на которые возлагается обязанность приобретать финансовые услуги только по результатам открытого конкурса или аукциона. Наравне с федеральными, региональными и местными органами власти законопроект возлагает такую обязанность и на государственные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения и субъекты естественных монополий.
Проект закона определяет понятие государственной помощи, как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти местного самоуправления. При этом вводится запрет на ее предоставление в исключительных случаях.
Законопроект предполагает отказ от антимонопольного контроля экономической концентрации в отношении таких видов сделок и действий хозяйствующий субъектов, как: приобретение акций хозяйственных обществ, при которых величина активов одного из участников сделки менее 30 миллионов рублей, создание, слияние, присоединение некоммерческих организаций, а также изменение состава участников таких организаций; увеличение уставного капитала финансовых организаций, приобретение акций хозяйствующих субъектов, если такое приобретение не приводит к переходу к приобретателю прав на 25, 50 или 75 процентов акций хозяйственного общества.
По словам главы ФАС России, в ходе последних консультаций в законопроект введено определение признаков ограничения конкуренции, включены согласованные с представителями РСПП определения монопольных видов цен и определение понятия согласованных действий, закреплен исчерпывающий перечень группы лиц. В ходе подготовки документа ко второму чтению с учетом замечаний президента России нижний порог коллективного доминирования повышен с 5 до 8 процентов доли на рынке, введен дополнительный признак рынка, на котором может быть установлено коллективное доминирование (информационная открытость рынка).
Представители российского бизнеса полагают, что текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению в Госдуме, представляет собой баланс между эффективностью закона и возможностью бизнеса защищать свои права. Законопроект в нынешнем виде содержит сбалансированные позиции, устраивающие все стороны переговорного процесса.