07.03.2006 03:00
    Поделиться

    Минэкономразвития предлагает радикально упростить приватизацию

    Минэкономразвития решило в очередной раз добавить адреналин в вялотекущую приватизацию госсобственности. Ведомство Грефа представило в правительство проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Как считают в министерстве, новый документ расширит практику продаж имущественных комплексов унитарных предприятий без их преобразования в открытые акционерные общества, упростит продажи единичных акций открытых акционерных обществ, упразднит институт нормативной цены в процедуре приватизации. Кроме того, вводится новое понятие - "информационное обеспечение приватизации", и наконец правительство перейдет на среднесрочное планирование приватизации. Кстати, есть еще одна интересная деталь, которую в министерстве не акцентируют. Согласно новым поправкам Российский фонд федерального имущества (РФФИ) лишится статуса единственного продавца госимущества. Другими словами минэкономразвития подготовил приватизационную революцию. Но обо всем - по порядку.

    Начнем с того, что на 1 июня 2005 года Россия являлась собственником имущества 8293 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и акционером 3783 акционерных обществ. Каждый год принимается план приватизации, но только часть предприятий находит хозяина, остальные плавно перетекают в планы следующего года. В министерстве объясняют такую ситуацию тем, что предприятия, выставляемые на продажу, - это "неликвиды", которые неинтересны рынку, кроме того, нужны изменения в законодательство. Поэтому минэкономразвития и подготовило данный законопроект.

    Первое, что предлагают разработчики законопроекта: это продавать имущественные комплексы унитарных предприятий без их преобразования в открытые акционерные общества.

    Сейчас по действующему Закону о приватизации государство перед продажей имущества обязано акционировать любое предприятие, стоимость которого превышает 100 тысяч рублей. Новый законопроект увеличивает размер балансовой стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, при котором в обязательном порядке осуществляется преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, до 5 миллионов рублей. Если цена будет ниже, то такие ФГУПы будут преобразовываться в ООО и в таком виде продаваться. Правда, здесь надо отметить, что в отношении ООО законопроект не содержит возможности продажи части доли в таком обществе. Общества с ограниченной ответственностью создаются при приватизации с участием единственного учредителя (государства или муниципального образования), и соответствующая полная доля приватизируется целиком.

    Кроме этого, законопроект вводит механизм, упрощающий приватизацию акций акционерных обществ и долей в обществах с ограниченной ответственностью. Если акционерное общество не отнесено к стратегическим, сто процентов его акций могут быть приватизированы без включения в программу приватизации года, следующего за годом создания общества. Если приватизация не состоялась в указанном периоде, акции должны включаться в программу приватизации. То же предусмотрено для продажи долей обществ с ограниченной ответственностью.

    Второе: это прекращение действия института нормативной цены в процедуре приватизации. Как считают разработчики, нормативная цена - относительно новый институт в законодательстве о приватизации. В основе ее идеологии - преодоление негативных эффектов разделения государственных функций по организации продажи государственного имущества между государственными органами по управлению имуществом и специализированным учреждением по его продаже. Нормативная цена является нижним порогом возможного значения начальной цены имущества. Законопроект закрепляет непосредственно за собственником имущества полномочие по установлению начальной цены (и иных условий, имеющих отношение к цене продажи имущества), поэтому необходимость в подобном ограничении отпадает. Кроме того, установление нормативной цены дублирует деятельность независимых оценщиков, обладающих специальными профессиональными знаниями и прошедшими конкурсный отбор.

    Третье: это упрощение продажи единичных акций открытых акционерных обществ. С целью минимизации издержек, связанных с продажей единичных акций акционерных обществ, не имеющих оборота на фондовом рынке, а также мелких неликвидных пакетов акций, законопроектом предлагается продавать их путем продажи без объявления цены, без проведения рыночной оценки.

    Четвертое: законопроектом вводится новое понятие - "информационное обеспечение приватизации", представляющее собой комплекс мероприятий, направленных на создание свободного доступа неограниченного круга лиц к информации по проведению приватизации. Это приводит название статьи в соответствие с ее содержанием.

    Законопроект устанавливает обязательность публикации информации обо всех этапах приватизационного процесса на всех уровнях собственности. В общедоступных информационных ресурсах (в том числе электронных) должны быть опубликованы акты о планировании приватизации, решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, информационное сообщение о продаже указанного имущества, а также сведения о результатах продаж.

    Пятое: планируется переход на среднесрочное планирование приватизации федерального имущества. Проектом предусмотрено планирование приватизации федерального имущества на очередной год, а также на два следующих за ним года.

    Что же касается РФФИ, то текст изменений гласит, что функции продавца федерального имущества могут быть также возложены на иные юрлица, способные нести имущественную ответственность по обязательствам, связанным с продажей имущества. Отсюда следует, что на этот рынок смогут выйти коммерческие предприятия, которые составят конкуренцию РФФИ. Наверное, это к лучшему: независимые эксперты считают, что чем больше продавцов, тем больше и продаж.

    Последнее, что хотелось бы отметить, - что благодаря новым поправкам совершенствуется процедура продажи государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения. Кроме того, создаются правовые условия для привлечения инвестиций в акционерные общества, более 25 процентов акций которых находится в государственной собственности. В частности, проектом предусмотрена отмена ограничения по сохранению доли государства в открытых акционерных обществах, более 25 процентов акций которых находится в государственной собственности, в случае увеличения уставного капитала путем дополнительного выпуска акций. Разработчики считают, что проект открывает возможность размещения дополнительных акций среди частных инвесторов с целью привлечения внебюджетных источников финансирования.

    Малому бизнесу в законопроекте тоже приготовлен небольшой подарок. Предпринимателям предлагается предоставлять трехлетнюю рассрочку по выплате стоимости приватизируемых помещений, а также в два раза снизить размер задатка, вносимого для участия в торгах. Сейчас размер задатка составляет от 10 до20 процентов оценочной стоимости объекта.

    Правительство должно рассмотреть законопроект в ближайшее время и, конечно, если он будет принят, то процесс приватизации, безусловно, пойдет быстрее. Но как быть с тем, что многие предприятия не хотят стать приватизированными? В настоящий момент у большинства из них нет правоустанавливающих документов и документов технического учета на объекты федерального имущества, в том числе земельные участки. Более того, руководители предприятий нередко саботируют требования по подготовке к приватизации - не представляют информации, затягивают сроки работ и т.д. А у тех, кто и хотел бы поучаствовать в приватизации, не хватает денег на оформление технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, землеустроительные работы, оформление прав на объекты недвижимого имущества.

    Между тем

    У государства должно остаться максимум 25 процентов имущества страны, то есть земли, объектов недвижимости, пакетов акций и так далее. Такое мнение высказал председатель Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский в интервью журналу "Финансовый контроль", опубликованном в февральском номере издания. Именно так выглядит ситуация в тех европейских странах, где уже давно сложился баланс между частным капиталом и государством, поясняет депутат. Этого имущества достаточно, чтобы власть могла осуществлять свои полномочия.

    Между тем, по словам Виктора Плескачевского, темпы приватизации в стране резко сократились за последние два года. Причин тому много, отмечает депутат. Одной из главных стала чисто организационная причина. Раньше в стране было минимущества, которое занималось управлением государственного имущества, готовило предприятия к плановой приватизации. После реформирования правительства сегодня в стране работают Российский фонд федерального имущества (РФФИ) и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), которые никак не поделят свои компетенции.

    "Так, РФФИ от лица государства совершает все хозяйственные операции и подписывает документы о сделках, - отмечает депутат. - Но фонд не является теперь держателем пакетов акций, хотя раньше фонд вначале получал их на свой баланс, а затем продавал их". Теперь вплоть до момента передачи пакеты акций держит Росимущество. И часто происходит так: РФФИ имущество продает, а Росимущество пакеты акций не передает. Депутат не исключает возможности, что эти противоречия - борьба за влияние некоторых сил, амбиций, групп. "ФК-Новости" - "Финансовый контроль".

    Поделиться