По трилогии Сухово-Кобылина снимают фильм "Полонез Кречинского"

Именно там сейчас проходят съемки многосерийного телевизионного фильма "Полонез Кречинского" по мотивам драматической трилогии Александра Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского", "Дело" и "Смерть Тарелкина". Режиссер Вадим Дубровицкий и его соавторы-сценаристы Михаил Бартенев и Виктор Ольшанский дерзнули соединить три пьесы в одно протяженное телевизионное действо, где водевильная легкость первой пьесы дополнят мрачноватый колорит второй и абсурдность третьей...

Снимается сцена в квартире Кречинского (его играет Александр Лыков, давно скинувший с себя штамп Казановы из "ментов"). В фильме он, как и пьесе Сухово-Кобылина, противоречивая личность: игрок, авантюрист, способный в то же время совершать и благородные поступки. Проигравшись в карты дотла, Кречинский задумывает брак с дочерью богатого помещика Муромского Лидочкой (актриса Юлия Ромашина). Но, чтобы выглядеть богатым женихом, Кречинский обманом завладевает и закладывает ростовщику фамильную драгоценность Муромских (на самом деле подделку), а влюбленный в Лидочку Нелькин (Игорь Ливанов) сообщает об афере отцу девушки.

- Сцена, на мой взгляд, - говорит Вадим Дубровицкий, - одна из самых интересных у Сухово-Кобылина. И в то же время одна из самых сложных для меня и актеров.

Репетируют, кажется, бесконечно. Дубли следуют один за другим.

- Сыграли вот этот весь кусок, - командует режиссер, - и Саша, как только Оля дошла досюда и обняла Юлю, начинает...

Оля - это актриса Ольга Волкова, играющая роль Лидочкиной тетки Атуевой.

Оператор Вадим Семеновых добавляет, обращаясь к Лыкову:

- Саша, тебе надо обязательно подойти к креслу.

Уточняется каждое движение актеров, каждая реплика. Щелчок хлопушки - снимается новый дубль.

Кречинский в ответ на обвинение Нелькина предъявляет Муромскому (народный артист России Алексей Петренко) драгоценность.

- Я вам говорю: не может быть! - кричит Нелькин.

- Вот же она, батюшка, вот она, - возражает Атуева, показывая брошь.

- Петр Константинович, ваше слово! - нагло заявляет Кречинский.

- Давайте остановимся, - говорит режиссер. - Далеко забегаешь. Вот здесь надо встать, - показывает Дубровицкий Игорю Ливанову. - Приготовились!

Наконец-то режиссер объявляет перерыв. Александр Лыков, неразгримированный, во фраке и галстуке, на ходу пьет чай.

- В каких еще экранизациях или инсценировках русской классики вам доводилось играть?

- В институте (Лыков окончил Ленинградский институт театра, музыки и кино) играл Крутицкого в пьесе "На всякого мудреца довольно простоты".

- Кречинский схож с героями Островского?

- Наверное, его можно сравнить с Глумовым из "Мудреца". Как драматурги, Сухово-Кобылин и Островский работали одновременно. У героев Сухово-Кобылина очень ясные мотивации поступков. Вообще "Свадьба Кречинского" - пьеса удивительная, позднее это осознали, а за год до смерти избрали автора почетным академиком по разряду изящной словесности - только за эти три пьесы!

- Какие краски в своей актерской палитре вы нашли для Кречинского?

- Возраст у меня подходящий. Задают вопрос: Кречинский - подлец? Как вы играете подлеца? Я не играю его подлым - не вычитал этого у Сухово-Кобылина. Кречинский - человек с убеждениями, просто он живет так, как считает нужным.

- Как вам работается на картине?

- Как и предполагалось - тяжело. Трудность заключается в необходимости точно следовать тексту, который драматург писал, переписывал, исправлял, - его своими словами не перескажешь. Идет 115-й день съемок, работаем по 12-14 часов, иногда - 16.

Режиссера Вадима Дубровицкого удалось поймать на ходу.

- Это ваше первое обращение к драматургии Сухово-Кобылина. И сразу решили снимать телевизионное кино?

- Сначала я хотел поставить на сцене спектакль "Дело". Но аппетит приходит во время еды: решил сделать всю трилогию для моего антрепризного театра "La Театр". А потом понял, что хочу снимать кино.

- Почему вы соединили эти разнородные пьесы?

- Они не совершенно разнородны. Написаны, действительно, в разное время, в разных жанрах. А объединяет их, помимо одного автора и героев, актуальность. Вроде бы водевиль: вся суматоха из-за пустяшной булавки, герой - некий прощелыга и ловелас Кречинский... Но эта булавка во второй пьесе - "Дело" - становится причиной трагедии целой семьи. "Смерть Тарелкина", третья пьеса - показывает страшное разложение этого аппарата, его почти абсурдную мутацию. Каждая из пьес замечательна и современна. Когда же они соединяются в целое, то буквально кожей чувствуешь: это сегодняшняя наша Россия...

Алексей Васильевич Петренко только собрался перекусить, но уступил домогательствам журналистов.

- Вы нечасто снимаетесь в сериалах. Почему согласились участвовать в "Полонезе Кречинского"?

- В сериалах снимался еще в советские времена. Помните, "ТАСС уполномочен заявить"? Сниматься или нет - решение зависит от качества материала. Вот взять Муромского - ну роль как роль. Увлекает сам материал Сухово-Кобылина. Сухово-Кобылин - замечательный словесник с прекрасной русской речью, сродни Островскому, Лескову. Это же интересно - "оседлать" такую литературу!

- Алексей Васильевич, несколько слов о ваших партнерах.

- О партнерах говорить сложно. Тут ухо востро держи: один другого лучше, мастеровитее. Того и гляди останешься где-нибудь на последнем месте.

Съемка продолжается. Режиссер кричит:

- Сделаем поправки - костюмы, грим.

Нелькин пытается вызвать Кречинского на дуэль.

- Вы хотите драться? - смеется Кречинский издевательски. - Извольте, с одним условием. На всякий ваш выстрел я плюну вам в глаза - вот мои кондиции. А нынче... Эй, Федор! Вышвырни его за ворота...