Известно, что в него входят многие известные политики и общественные деятели страны. Рассекречивание этих в прошлом закрытых файлов способно внести новые нюансы в предвыборную борьбу в Латвии.
Председатель юридической комиссии Марекс Сеглиньш пояснил, что в течение месяца будет составлен специальный сопроводительный список к именам агентов КГБ, после чего вся информация будет опубликована. По его словам, публикация всей картотеки необходима, чтобы "избежать манипуляций".
Однако бывший заместитель председателя КГБ Латвийской ССР Янис Трубиньш убежден: публикация картотеки вызовет множество судебных процессов. По его словам, карточка агента не всегда означает сотрудничество человека с органами - на ней нет подписи. По словам экспертов, работавших с архивом КГБ, данные, которые оказались в распоряжении латвийских властей, неполные и не дают всеобъемлющего представления о деятельности КГБ в Латвии.
Еще в мае 2004 года сейм одобрил законопроект об открытии архивов КГБ. Но президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга передала его на повторное рассмотрение депутатов. Она настаивала на том, что обществу необходимо знать сложные и драматические страницы истории Латвии. Но в то же время важно, чтобы гласности была предана только достоверная и неискаженная информация, из которой можно получить представление о деятельности КГБ в Латвии и роли в ней конкретных людей.
По данным латвийских архиввистов, в Латвии сохранилось около 140 карточек довоенной и послевоенной агентуры с грифом постоянного хранения. В данный момент у хранителей находятся лишь учетные карточки. Все дела вывезены в конце 80-х годов в Россию. Оставшиеся папки хранят лишь обрывки информации, и их достоверность иногда вызывает сомнение.
Стремление большинства депутатов сейма обнародовать так называемые "мешки КГБ" не поддерживает их главный хранитель - директор латвийского Центра документации последствий тоталитаризма Индулис Залите.
"КГБ выполнял не только политические функции, но и занимался борьбой с организованной преступностью, контрабандой и терроризмом, следил за соблюдением государственной тайны. Поэтому ответственность каждого агента должна быть индивидуальной. Если мы применим принцип коллективной ответственности, то станем не лучше большевиков", - заявил Залите.
По его словам, центр не располагает данными о том, чем агенты в действительности занимались. Если бы эти данные существовали, то власти Латвии могли бы привлечь бывших агентов к ответственности, либо, напротив, похвалить за принесенную пользу обществу.
"Сейчас же речь идет о публикации списка лиц, которые сотрудничали с КГБ, но никаких комментариев мы в данном случае не имеем. И получается, что негативное отношение в обществе к КГБ в целом мы автоматически переносим на весь список агентов", - убежден Залите.