Бессон представил в России свой новый фильм "Ангел-А", снятый спустя шесть лет после последнего режиссерского проекта - исторической драмы "Жанна д Арк". Это мелодрама о несчастном марокканце, который не может расплатиться с кредиторами и хочет покончить жизнь самоубийством, но в критический момент встречает странноватую девушку, которая помогает решить его проблемы. Заодно он в нее влюбляется, но пока не знает, что она не от мира сего.
"Ангел-А" уже вызвал интерес французских критиков, хотя пресс-показ во Франции был организован только для провинциальной прессы. Во-первых, это становится тенденцией - представлять фильм без пресс-просмотра, так как рецензии, особенно отрицательные, рискуют сбить сборы первого уикенда, во-вторых, французская критика не любит Бессона и считает его "инфант террибль" национального кино.
Люк Бессон любезно согласился ответить на вопросы "РГ".
Российская газета: Почему вы шесть лет ничего не снимали?
Люк Бессон: Я молчал эти годы, потому что мне было нечего сказать или показать. Но сейчас я сделал этот фильм, и его актуальность очевидна. Он довольно сентиментальный, а именно этого не хватает нашему черствеющему миру. Для меня это очень важный фильм еще и потому, что за те тридцать лет, что я работаю в кино, это - некий символ свободы. Я знаю, вы, русские, очень чувствительны ко всему, что касается свободы.
РГ: Почему ваш фильм - черно-белый?
Бессон: Я его таким задумывал еще много лет назад, когда написал сценарий. К тому же это, конечно, дешевле. Да и вся картина построена на таких контрастах: женщина - мужчина, высокое - низкое, внутреннее - внешнее, белое - черное. Мне было важно, чтобы изображение и музыка позволили оторваться от реальности и создавали впечатление сна. Потому что очень часто цвет - жесток. А наш фильм - нет.
РГ: Это интересно - услышать про сантименты от циничного продюсера.
Бессон: Режиссер и продюсер во мне борются. И как продюсер, я очень жесток с собой, все время хочу себя уволить.
РГ: Журналисты часто ругают вас за коммерческое направление ваших проектов.
Бессон: Думаю, они сами решают, как классифицировать кино. Но я считаю, что все мои фильмы - глубоко личные. Я уже сравнивал кино с футболом: спортсмен получает деньги за гол, но когда на поле мяч попадает к нему, он не думает, сколько ему заплатят, да? Он просто играет. Так же было, когда в 16 лет я писал сценарий "Голубой бездны". Я хотел самовыразиться, как любой творческий человек, хотел вложить в это свое сердце, душу, мысли. Все в итоге сводится к ручке и бумаге, ты сидишь и пишешь. Ну а если фильм станет коммерчески успешным, что ж тут поделаешь? Можно только порадоваться...
РГ: Несколько слов о вашем анимационном проекте "Артур". Это экранизация ваших сказок?
Бессон: Да. Я работаю над ним уже пять лет - это к вопросу о том, почему я так долго ничего не снимал. Благодаря этому проекту у меня никогда не возникало ощущения, что я останавливался. Но я очень счастлив работать над "Артуром", потому что это настоящий вызов для меня. Бюджет фильма - 70 млн. евро, и мы ни у кого не просили денег, сами это профинансировали. Мне нравится состязаться с такими крупными компаниями, как Disney, Pixar или DreamWorks. Это напоминает то время, когда я делал "Пятый элемент" - европейский фантастический фильм, способный конкурировать с "Людьми в черном" или "Парком юрского периода". Это был вызов, который я не без удовольствия принял.
РГ: Почему у анимационного фильма такой большой бюджет?
Бессон: Потому что используется сложная технология. Не та, что у Disney и Pixar, - нечто совсем новое. Я надеюсь, когда люди увидят этот фильм, они удивятся: как это сделано?
РГ: А как? Появилось сообщение о том, что роли будут дублировать Мадонна и Давид Боуи.
Бессон: Не хочу подробно рассказывать, потому что это надо видеть. Зачем портить вам удовольствие!