Комментарий к закону "О противодействии терроризму"

Документ, который еще до опубликования вызвал шумный резонанс, заменил прежний закон о борьбе с терроризмом, действовавший с 1998 года.  

Новый закон направлен на предупреждение террористических актов и дает российским спецслужбам широкие полномочия. Фото: Константин Завражин.Большинство наших сограждан понимают, что в условиях террористической угрозы, от которой сегодня не может зарекаться ни один человек, нужны какие-то меры, способные защитить жизнь, свободу, здоровье и имущество населения. Даже если эти меры будут доставлять порой неудобства и хлопоты.

Но именно они пугают часть людей. И неудивительно. Немало семей хранят генетическую память о беззаконии тридцатых и конца сороковых годов, о борьбе с космополитизмом и преследовании диссидентов. Подобные факты ассоциируются прежде всего с деятельностью НКВД-КГБ. Поэтому всякое усиление роли "органов" воспринимается с опаской. Закон же наделяет нынешнюю ФСБ весьма широкими полномочиями. Правда, не "на всю оставшуюся жизнь", а только на время проведения контртеррористических операций, если таковые случатся. И не по всей стране великой, а на строго ограниченной территории, где будет проводиться операция.

И не бесконтрольным органам с карательными функциями, а охранительному институту демократического государства, действующему в рамках права.

Так в чем же разница между прошлым законом и нынешним? В отличие от прежнего, который был направлен в основном на пресечение террористических акций, новый документ в значительной мере ориентирован на их предупреждение, в каких бы формах они ни проявлялись. В законе четко определены принципы, понятия и организационные механизмы противодействия террористической угрозе.

Документ предусматривает проведение операций по пресечению террористических актов на земле, в воздухе и на воде, на территории страны и за ее пределами, в том числе с применением Вооруженных сил, боевых средств и оружия. В строго определенных ситуациях, когда все иные меры исчерпаны и есть полная уверенность, что захваченные террористами летательные аппараты или морские, речные суда будут использованы для совершения разрушительных терактов, способных принести гибель многих людей либо наступление экологической катастрофы, дается право сбивать такие самолеты и топить суда.

В законе подробно расписан правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения, включая меры и временные ограничения, которые коснутся людей на этой территории. Спецслужбы могут прослушивать телефонные переговоры, а также осуществлять контроль за средствами электронной связи и перепиской, привлекать транспортные средства организаций, а в неотложных случаях и личные автомобили граждан, прекращать деятельность опасных производств, временно отселять людей, вводить карантин.

Предусмотрено и возмещение расходов, связанных с таким использованием транспортных средств.

Закон четко определил, кто осуществляет руководство контртеррористической операцией и несет за нее персональную ответственность. Как известно, вместе с настоящим законом с сегодняшнего дня вступает в силу и указ президента РФ об образовании Национального антитеррористического комитета, созданного специально для этих целей. Необходимость в создании такого органа ни у кого не вызывает сомнений. Трагические события в бесланской школе наглядно подтвердили это. Кто руководил той операцией? Даже суд затруднился ответить на этот вопрос. Памятна и операция по уничтожению бандформирований, засевших в селе Первомайское еще во время первой чеченской кампании. Тогда командовали несколько высоких генералов, а результат в итоге обернулся лишь потерями.

Указ президента ставит в этом плане все на свои места. Командир отныне будет один - председатель Национального антитеррористического комитета, которым по должности является директор ФСБ.

Первое заседание комитета во вторник носило организационный характер.

Утвержден персональный состав комитета, в его структуре образован Федеральный оперативный штаб, руководство которым также будет осуществлять директор ФСБ. Николай Патрушев сообщил, что в субъектах РФ уже функционируют антитеррористические комиссии, которые возглавят высшие должностные лица субъектов Федерации. На них возложено организационное и материально-техническое обеспечение деятельности этих комиссий. Для управления контртеррористическими операциями в субъектах РФ будут сформированы оперативные штабы во главе с начальниками территориальных органов безопасности.

В соответствии с указом президента заседания комитета будут проводиться не реже одного раза в два месяца.