Этот документ действительно необходимо принять до 1 апреля, причем не из чьих-либо ведомственных интересов. Как известно, пакет федеральных законов о реформировании электроэнергетики предусматривает именно до этой даты завершить разделение АО-энерго по видам деятельности. Сроки эти грозят "рухнуть", как это уже один раз было. На недельной давности коллегии ФАС была озвучена любопытная цифирь. Оказывается, 61 процент организаций еще находится в процессе разделения. А через три недели наступит "час Х". Но в то же время нет и никаких властных импульсов, что 1 апреля будет "перенесено".
А раз так, то становится очевидным жуткий цейтнот, в котором проходит через коридоры власти проект правительственного постановления об утверждении правил для розничных рынков в переходный период. Всем ясно, как потребитель получал электричество до реформы. Но должны быть созданы еще и так называемые гарантирующие поставщики (ГП), задача которых - обеспечить бесперебойное энергоснабжение потребителя после реформы. Правила устанавливают основы взаимодействия на розничных рынках новых субъектов отрасли (энергосбытовых компаний, создаваемых в ходе реформирования АО-энерго, независимых энергосбытовых организаций и производителей-участников розничного рынка). Без этих правил никакие ГП вообще не могут появиться, да и ныне обретающие независимость энергосбыты окажутся без четких ориентиров деятельности. Об этой опасности недавно говорил и глава профильного комитета Госдумы Валерий Язев. А причина, по мнению Вячеслава Кравченко, нынешней "пиковой" ситуации в том, что многие ведомства "месяцами согласовывают" документы. Проект правил, кстати, минпромэнерго согласовывало с минэкономразвития, ФАС и минюстом.
Определение ГП будет происходить на конкурсе каждые три года, причем в случае дефолта ГП или его отказа от выполнения функций возможен досрочный конкурс. Отвечая на вопрос "РГ" о том, а чем же будет гарантировать ГП безупречное снабжение потребителей, Вячеслав Кравченко ответил: " Гарантирующие поставщики - это иной режим работы, а не "большой кошелек". Это специализированная организация, которая обязана никому не отказывать. Но, конечно, гарантия только одна - регулярное поступление платежей".
Привязка к дате 1 апреля, как выяснилось, много значит не только для розничного рынка электроэнергии. Как известно, на совещании 10 февраля президент России дал поручение правительству до 1 апреля разработать варианты привлечения дополнительных инвестиций в электроэнергетику и ликвидации перекрестного субсидирования. Не секрет, что сейчас дебатируется несколько способов достижения этих стратегических целей. В законах, регламентирующих ход энергореформы, четко определено, что в ее итоге государство должно получить квалифицированное большинство (свыше 75 процентов акций) в сетевой и диспетчерской компаниях, а также в компании "Гидро-ОГК", объединившей гидроэлектростанции. Сейчас государство контролирует лишь 52 процента акций РАО "ЕЭС России". Механизм увеличения государственного пакета обсуждался давно. Последняя идея - проведение дополнительного выпуска акций этих компаний в пользу государства. Для этого, по оценке члена правления РАО "ЕЭС России" Юрия Удальцова, государству необходимо вложить 204 миллиарда рублей за три года - с 2007-го по 2009 год. Такая точная раскладка прозвучала впервые. При этом подразумевается, что все вырученные за счет размещения таких выпусков акций средства будут целевым образом направлены на инвестиции. Государство же таким образом может убить сразу двух зайцев: получить контроль над системообразующими компаниями отрасли и направить инвестиционные средства туда, куда невозможен приход частного инвестора, в отличие, например, от тепловых генерирующих компаний.
Не комментируя детали работы минпромэнерго в этом направлении, Вячеслав Кравченко спрогнозировал, что срок будет выдержан: "Все это проговаривалось уже достаточно давно, и разногласия с другими ведомствами у нас есть только по выбору механизмов. К тому же минувшая холодная зима многим мозги вправила".