В Москве покажут символистов и авангардистов

Во-первых, это то, что называется русским авангардом начала ХХ века. Картины Малевича, Шагала, Кандинского, Ларионова, Бурлюка, Явленского не могут не привлечь внимания зрителей как своим высоким качеством, так и нынешними ценами на них на мировом арт-рынке. Причем собирателями выстраивается очень точный и изысканный ряд. Нет случайных работ, это понятно, но каждая по-своему исчерпывает целый период творчества выдающихся мастеров.

Другое направление, представленное на выставке, - это русский символизм. Довольно назвать врубелевские мастерские эскизы к "Демону" 1890-х годов или к "Царевне-Лебедь" 1900-х. Тут же художники "Голубой розы" - Павел Кузнецов, Сергей Судейкин, Николай Сапунов. Тут же "Вечерний Париж" Константина Коровина 1900 года, набросок Валентина Серова.

К сожалению, самого Валерия Александровича Дудакова на открытии выставки не было, он болеет. Заодно не привезли тираж каталога, в котором репродукций раза в два больше, чем представлено в экспозиции. Отдельные экземпляры раздавали VIP-персонам и коллекционерам, имея в виду, наверное, возможность им кое-что прикупить прямо со стен.

Сегодня иные люди могут только локти кусать, как они не догадались три с лишним десятилетия назад скупать за гроши картины и прочие предметы искусства на Сретенке, на улице Горького, в "Метрополе", в Столешниковом или на улице Димитрова. Сам Валерий Дудаков не меньше коллекции ценит свое знакомство и вхождение в элитный круг московских коллекционеров советского времени. Дело это было тогда предельно рискованным, и занимались им разве что кремлевские врачи, профессура и дипломаты или, наоборот, блестящие авантюристы. Сам рассказ об этих людях, о семьях знаменитых художников, хранящих архивы, об этапах собирания коллекции - это отдельная страница. Не случайно именно В.А. Дудаков создал в первые годы перестройки Клуб коллекционеров при советском фонде культуры, как бы легализуя само это занятие, и стал первым и бессменным его председателем.