10.03.2006 05:00
    Поделиться

    Фрадков готов расставаться с профнепригодными подчиненными

    Написанные еще в прошлом году меры по обузданию роста цен, судя по всему, так и не дали никаких результатов. Перед Новым годом министр экономического развития и торговли Герман Греф, презентуя их президенту, убеждал, что есть все шансы "уложиться в заданные параметры". "Если успеем вовремя принять все законодательные акты, в том числе закон о регулировании тарифов ЖКХ, надеюсь, в следующем году удастся добиться снижения и темпов укрепления рубля (планируем 4,5-5 процентов), и темпов роста инфляции - до 8,5 процента, - говорил главный экономист. - К тому же если не будут экстремально высокими цены на нефть, у нас есть все шансы уложиться в эти параметры". "Если же цены на нефть будут более высокими, придется принимать ряд дополнительных мер", - пообещал министр. Тем не менее за два первых месяца 2006 года инфляция уже выбрала половину запланированного годового показателя и составила 4,1 процента против 3,9 процента за тот же период 2005 года.

    Теперь уже мало кто вспоминает, что именно Алексей Кудрин называл себя министром, ответственным за инфляцию, в период его борьбы за снижение цены отсечения сверхвысоких доходов от нефти при перечислении в Стабилизационный фонд. Он также не раз предупреждал и о негативных последствиях повышения непроцентных (не связанных с выплатой и обслуживанием госдолгов) расходов бюджета. "Мы не первый год практически не снижаем инфляцию. Хотя могли бы. Но мы делаем какие-то неправильные шаги, которые не избавляют экономику от изнуряющего роста цен", - говорил главный финансист в интервью "РГ".

    Теперь, судя по всему, "неправильные шаги" выйдут боком именно тем, кто о них предупреждал. Причем свой грозный месседж Михаил Фрадков адресовал не только Кудрину и Грефу, но и главе Центробанка Сергею Игнатьеву, а заодно руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву. Правда, в этот список почему-то не попал вице-премьер Александр Жуков, курирующий вопросы экономического развития страны. "Плохо работаем", - ставил оценки работе своего кабинета Фрадков, предупредив, что сбой в планах по уровню инфляции будет рассматриваться как профнепригодность и несоответствие занимаемой должности. Хотя Алексея Кудрина вчера не было на заседании правительства, Фрадков заметил, что он об этом предупрежден. Следовательно, от него на ближайшем заседании правительства премьер и потребует доклад о борьбе с инфляцией "в практическом плане" и отчет о выполнении правительственных поручений, последнее из которых было адресовано 28 февраля Грефу, Кудрину, Гордееву, Христенко, Новикову (Федеральная служба по тарифам), Артемьеву.

    - Разговоры закончились, - бросил премьер, закрыв тему.

    Но объясняться на этот счет министры, в общем-то, вчера и не собирались, равно как и гадать, чье место в ближайшее время может оказаться вакантным.

    Обеспокоенность же главы кабинета министров вполне объяснима. Хотя практически неконтролируемый рост цен - это лишь одна из многочисленных проблем экономического развития страны. Тревога премьера простирается дальше. Во всяком случае вчера он говорил о том, что ему не нравится ситуация в отечественном сельскохозяйственном машиностроении, где слишком высокий износ основных фондов, а доля убыточных предприятий превышает 40%.

    При этом обеспеченность села необходимой техникой составляет от 35% до 60 %, две трети которой эксплуатируются уже более 20 лет. К тому же потребности сельского хозяйства удовлетворяются преимущественно за счет импорта. Все эти причины и сподвигли правительство двигаться в направлении диверсификации экономики. "Мы ищем источники внутреннего роста и видим их прежде всего в обрабатывающих отраслях российской экономики", - заявил Фрадков, предваряя доклад главы минпромэнерго Виктора Христенко о планах развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения.

    Но Христенко начал с того, что беспокоит лично его, - с возрастающего импорта сельскохозяйственной техники. В прошлом году он увеличился до 34,4 млрд. рублей, что составляет 54 % всего российского рынка. Доля техники российского производства при этом сократилась с 59 до 46%. Сложившуюся ситуацию Христенко объяснил неравными конкурентными условиями для российских и иностранных производителей. Речь идет прежде всего о применении иностранными производителями режима ввоза техники без уплаты НДС в качестве вклада в уставный капитал, а также о занижении декларируемой стоимости ввозимых товаров. Причем в большей части это относится к импорту зерноуборочных комбайнов: по итогам 2005 г., доля российских производителей в этом сегменте рынка сократилась с 83% до 70%. Кроме того, министр отметил и растущую долю иностранной техники на российском рынке тракторов. По пессимистическому прогнозу минпромэнерго, к 2010 году парк тракторов в стране на 67% будет состоять из импортной техники, а к 2015 году доля импорта в этом сегменте составит 76% (против 50% импортных тракторов в 2005 г.). По его словам, для ежегодного поддержания парка сельхозтехники в нынешнем состоянии необходимо 85 - 90 млрд. рублей.

    В планах же министерства промышленности и энергетики - разработка новых моделей сельскохозяйственной техники. Но для начала чиновники готовы разработать пять ведомственных целевых программ с общим объемом финансирования НИОКР в 1,07 млрд. рублей. А к 2008 году, пообещал министр, может появиться новый модельный ряд дизельных двигателей для сельского хозяйства мощностью 60 - 240 лошадиных сил. "Цена вопроса - 200 млн. рублей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, если решение о принятии соответствующей федеральной целевой программы будет принято в этом году", - заметил он. При этом бизнес готов взять на себя часть финансирования по созданию такого модельного ряда, причем на значительно большую сумму, чем 200 миллионов рублей.

    - Не верю, что за 200 миллионов, к тому же рублей, можно будет разработать двигатели к 2008 году, - тут же возразил министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу.

    - Не могу с уверенностью сказать, что в 2008 году у нас будет эффективный двигатель с альтернативными видами топлива, но мы постараемся со всеми договориться, как и что делать, - ответил ему Христенко.

    - А может, проще купить лицензию дизельного двигателя, чем создавать его и тратить деньги? - заметил Греф.

    - Закупать лицензию - это тупиковое направление, - тут же отбил министр промышленности и энергетики, отметив, что таково было мнение бизнеса, которое и поддерживает его ведомство.

    Свое слово в защиту позиции Христенко сказал и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. По его мнению, развитие сельского хозяйства требует "концентрации производственных сил и создания собственных мощных производственных холдингов, способных конкурировать на мировом рынке".

    Подводя итоги обсуждения, Фрадков заметил, что попытка минпромэнерго проанализировать ситуацию заслуживает поддержки и внимания: "Это министерство, где сосредоточены управленческие нити в области промышленности, оно вправе и обязано ставить задачи, вытекающие из принятой экономической политики". "Мы должны бизнес тут увидеть", - добавил глава правительства, дав поручение минпромэнерго к 1 мая подготовить план соответствующих мероприятий.

    Поделиться