Цены на услуги естественных монополий будут зависеть от их качества

Об этом сообщил на интернет-конференции глава ФСТ Сергей Новиков, рассказывая о работе над концепцией законопроекта "О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразовании на них". По мнению Новикова, для развития высококачественных услуг инфраструктурных отраслей, часть из которых находится в состоянии естественно-монопольного рынка, а часть - в состоянии перехода к конкурентному рынку, необходимо пересмотреть принципы государственного регулирования их деятельности и тарифообразования.

Пока в ФСТ пытаются нащупать подходы к тому, как в условиях свободного рынка государство должно воздействовать на производителей основополагающего спектра услуг, не только контролируя, но и давая толчок их развитию. Предполагается, что альтернативой прямому "директивному" ценообразованию, когда госорганы согласовывают непосредственно размер цены за конкретный товар или услугу, будут использоваться более мягкие и гибкие инструменты. В качестве примера Сергей Новиков назвал так называемое "предельное" ценообразование, когда государство воздействует на тариф косвенно. При этом поставщик имеет право сам устанавливать цену в зависимости от качества товара и услуги, их потребительских свойств, конъюнктуры рынка. При этом могут использоваться, например, сезонные и другие скидки, но в общем и целом тариф не должен превышать некой предельной величины, согласованной с государством. (Кстати, подобный подход ФСТ уже использовала, исполняя с начала нынешнего года закон о сдерживании роста стоимости жилищно-коммунальных услуг.)

При этом, по мнению главы ФСТ, одним из ключевых факторов в новом ценообразовании должны стать требования к качеству товара или услуги. Робкие попытки увязать, к примеру, оплату за тепло и горячую воду уже предпринимаются. Но хотя принципиально такая возможность прописана в жилищном законодательстве, в реальной жизни воспользоваться этой нормой закона весьма затруднительно.

В ФСТ полагают, что дело сдвинется с мертвой точки, если обязать поставщиков услуг заключать с клиентами типовой договор, в котором качественные параметры должны присутствовать в обязательном порядке и, кроме того, будут расширены полномочия и права потребителя.

Таким образом, вопрос об отказе государства от своих контролирующих и регулирующих функций даже не рассматривается. Тем более что госрегулирование в инфраструктурных отраслях практикуется всеми развитыми странами. В Германии, например, с 2003 года действует межотраслевой регулятор - Федерально-сетевое агентство по электроэнергетике, газу, телекоммуникациям, почте и железным дорогам. Франция осуществляет госрегулирование электроэнергетики, газовой отрасли, коммунальных услуг. В Латвии плюс к уже перечисленным отраслям регулируется деятельность электронных коммуникаций, почты, железнодорожного транспорта. Более того, по словам Сергея Новикова, в некоторых государствах на национальный уровень поднимается и регулирование такой "локального уровня" услуги, как водоснабжение.

Впрочем, быстрой революции в сфере госрегулирования тарифов не ожидается. Процесс, по словам Новикова, должен быть последовательным и постепенным, переход на новые принципы может занять несколько лет.