В законе есть секретные разделы, подробности которых не разглашаются. Но даже в открытой части закона прописано достаточно, чтобы не было разночтений и непонимания, кто принимает решения.
Пока страна живет в обычном режиме, проблемами терроризма ведает антитеррористический комитет, а в регионах - антитеррористические комиссии. Комиссиями руководят главы администраций или руководители субъектов Федерации. На их плечах лежит функция профилактики терроризма и оценки опасности террористической угрозы.
Комиссия, оценив угрозу, может принять решение о введении зоны контртеррористической операции и создании оперативного штаба. Он создается автоматически, если теракт уже случился или террористы начали свою деятельность. В субъектах Федерации, в том числе и в самых отдаленных районах, оперативный штаб возглавляет начальник УФСБ по данному региону. Федеральным оперативным штабом руководит директор ФСБ.
В законе осталось не прописанным, что будет с так называемыми ГРОУ, группами оперативного управления, созданными в августе 2004 года для противодействия терроризму. Скорее всего эти структуры в ближайшем будущем дополнительными распоряжениями будут реформированы и адаптированы под новый закон, исходя из реальных условий.
Руководитель оперативного штаба принимает решение о штурме, об уничтожении транспортных средств террористов или самих террористов. Однако, чтобы не отдавать все на откуп региональным начальникам, в одной из глав закона четко прописано, что каждый из них действует в соответствии с международными нормами, Конституцией РФ и во взаимодействии с законами международного права и другими подзаконными актами, а не в отрыве от них.
Это означает, что, скажем, в случае если террористы захватили автобус, грузовик в другой стране или корабль в чужих территориальных водах и движутся с заложниками к госгранице РФ, то сначала будут налажены контакты со спецслужбами других стран, оценена угроза, потом предприняты попытки остановить террористов во взаимодействии с властями той страны, где в данный момент преступники находятся. Могут быть предприняты совместные операции по предотвращению проникновения террористов на территорию России или их нейтрализации. В случае с захватом наземных транспортных средств для начала могут быть вырыты ямы на пути следования автомобилей террористов, выставлены ограждения из "ежей" или спецсредств. Уничтожение захваченных транспортных средств террористов, в том числе и на территории других стран, будет крайней мерой, в том случае если все другие методы исчерпаны и если угроза от дальнейших действий террористов грозит большими человеческими жертвами, чем те, которые могут быть в случае ликвидации террористов и заложников.
Ни один антитеррористический закон в мире не обходится без некоторого ущемления прав граждан. Это печальная необходимость, которая не миновала и российский закон.
Конечно, в зоне проведения контртеррористической операции могут выселяться жители, могут использоваться их жилища для нужд сил антитеррора. Но в закон не вошли такие дискриминационные и радикальные для демократии пункты, как введение режима террористической опасности и ограничения деятельности средств массовой информации. Таким образом наш закон в плане поражения прав граждан оказался самым либеральным.