Из толстого пакета тем, которые, как правило, обсуждаются во время российско-американских консультаций, на этот раз можно было выделить двух "фаворитов". Вне конкуренции оказались иранское ядерное досье и переговоры с США по вступлению России в ВТО. Однако последнее решение практически невозможно реализовать без отмены американской стороной пресловутой поправки Джексона-Вэника. По иранскому вопросу Вашингтон упорно демонстрирует миру принципиальный идеализм. Россия же продолжает попытки не только найти какой-либо приемлемый компромисс, но и стремится убедить, в первую очередь, США в том, что подобный компромисс в принципе возможен.
И до, и во время, и после переговоров Сергея Лаврова в Вашингтоне (сначала министр два раза встречался с Кондолизой Райс, а затем в Белом доме его принял Джордж Буш) о дальнейшей судьбе иранского ядерного досье вопрос практически не стоял. Райс не скрывала, что абсолютно уверена в его передаче на рассмотрение в Совбезе ООН. В то время как госсекретарь США встречалась с Лавровым, ее подчиненные продолжали активные консультации с потенциальными союзниками, готовыми поддержать американские инициативы по введению санкций в отношении Тегерана. А официальный представитель госдепартамента США Том Кейси еще до начала российско-американских консультаций прямо заявил, что не видит конкретных предложений или идей, способных остановить иранское ядерное досье на пути в СБ ООН.
И тут, казалось, грянула сенсация. В кулуарах продолжавшегося совещания Совета управляющих МАГАТЭ появилась информация о том, что Россия предлагает разрешить Ирану проводить обогащение урана на своей территории, но в очень ограниченных масштабах. Иными словами, Москва будто бы отказывалась от соблюдения режима нераспространения ядерного оружия. Откуда появилась эта версия, до конца так и не стало ясно. Американцы поспешили сообщить, что таким образом россияне пытались "забросить пробный шар". Появилась и вторая версия - иранцы сами пытались "замутить воду". Точку на итоговой пресс-конференции поставили Сергей Лавров и Кондолиза Райс. "Россияне нам ничего не говорили ни о каком сделанном иранцам новом предложении", - заявила госсекретарь. "Его и не было", - добавил российский министр.
Мало утешительного было в словах Кондолизы Райс по поводу возможных сроков завершения переговоров с США по вступлению России в ВТО. Лавров напомнил, что американцы остались единственными, кто еще не подписал с россиянами протокола, без ратификации которого вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию невозможно. Райс, правда, заявила, что США хотели бы видеть Россию среди членов ВТО. Более того, Вашингтон, добавила она, "считает такой шаг необходимым и важным для мировой экономики". Тут же последовал вопрос журналистов о том, когда по прогнозам госсекретаря такое соглашение с США может быть подписано?
- Это ты запланировал этот вопрос? - усмехнувшись, спросила Райс у Лаврова.
- Нет, нет. Я ничего подобного не планировал, - ответил министр.
- Ну хорошо, - кивнула госсекретарь, всем видом, правда, продемонстрировав, что не верит Лаврову.
- Честное слово, - пришлось продолжить этот странный диалог российскому министру.
- Ладно. Ты подтверждаешь, что ты не планировал? Правда?
Сергей Лавров только кивнул. А Райс все же пришлось отвечать по существу вопроса. И тут выяснилось, что на этот раз не все зависит только от Белого дома. О чем она прямо и сообщила: "Протокол о взаимном доступе на рынки должен пройти проверку не только администрации, но и конгресса США. И мы хотим быть уверены, что это соглашение выдержит проверку". Конгресс был упомянут Райс не случайно. В том, что соглашение будет готово к подписанию к саммиту "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, практически никто из аналитиков не сомневается. Однако в ноябре этого года должны состояться выборы в американский конгресс. И кандидаты в конгрессмены наверняка постараются на все сто процентов разыграть такую "горячую" тему, как экономические отношения с Россией в контексте возможной отмены поправки Джексона-Вэника. "Я хотел бы напомнить, что необходимо строить наши переговоры о вступлении в ВТО на существующих правилах, не выходя за их рамки", - добавил Лавров. Но этого, судя по всему, Райс ему обещать не могла.