В России стало больше миллиардеров

Тридцать три россиянина-миллиардера владеют активами на общую сумму 172 миллиарда долларов. Это, заметим, равно четверти годового ВВП России. Такова "арифметика успеха", которую можно постичь по списку долларовых миллиардеров мира, в очередной раз обнародованному журналом "Форбс". Всего в рейтинге - 793 человека.

 

И сразу два обстоятельства более чем примечательны. Подтвердилось, что богатые богатеют быстрее. Если за год, минувший с момента публикации предыдущего "золотого рейтинга", доходы среднестатистического россиянина выросли на 10 процентов, то доходы 33 наших миллиардеров нынче - совокупно - в 2 раза больше, чем 27 их предшественников, попавших в "список-2005". Впрочем, предшественники - это простительный штамп. Новых лиц среди россиян всего семеро, да и выбыл из строя всего один, ныне временный (на 8 лет) житель Читинской области Михаил Ходорковский. Но именно он еще пару лет назад возглавлял рейтинг-лист россиян-богачей.

Зато из "33 богатырей" 25 живут в Москве. Здесь российская столица отстает только от Нью-Йорка с его 40 членами "элитного клуба" и опережает Лондон, где обитают 23 миллиардера. Отрыв мог бы быть больше, если бы не одно "досадное" обстоятельство: Роман Абрамович теперь числится жителем Лондона, оставаясь при этом "начальником Чукотки". Зато в Москве живет единственная российская женщина-миллиардер Елена Батурина (2,3 миллиарда долларов, 335-е место в рейтинге).

Абрамович продолжает удерживать лидерство среди россиян-толстосумов (18,2 миллиарда долларов, 11-е место). Как видим, он лишь десять позиций уступает 12-кратному победителю "конкурсов богатства" Биллу Гейтсу. Его состояние, включая акции, яхты, картины и другие активы, оценивается в 50 миллиардов долларов - на 3,5 миллиарда долларов больше, чем годом раньше. На втором месте - владелец инвестиционной империи американец Уоррен Баффет (42 миллиарда долларов). Третье место - за мексиканским промышленником Карлосом Слимом (30 миллиардов долларов).

Всего же 793 миллиардера владеют совокупно активами на сумму 2,6 триллиона долларов, причем половина этой суммы приходится на американцев. Богатство среднестатистического миллиардера планеты составляет около 3,3 миллиарда долларов. А тенденция к росту числа миллиардеров есть не только в России: их "поголовье" увеличилось за год на 102 человека.

Однако в нашей стране многие эксперты оценивают итоги этого рейтинга с социальной точки зрения.

компетентно

Вячеслав Бобков,
ДИРЕКТОР ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРА УРОВНЯ ЖИЗНИ:

- Такое резкое увеличение числа миллиардеров в России свидетельствует об углублении разрыва между наиболее обеспеченными гражданами страны и людьми небогатыми. Говорит это также и о том, что социальная политика государства способствует такому неравенству. Значит, ее надо серьезно корректировать. На мой взгляд, прежде всего необходимо поднять уровень жизни наименее обеспеченного населения. Помимо этого, следует создать условия для выхода из тени значительной части доходов и вернуться к прогрессивному налогообложению доходов и имущества. А у нас сейчас и медсестра, и банкир платят подоходный налог одинаково - 13 процентов. Это "равенство" тоже вносит свою лепту в материальное неравенство наших граждан.

Хотя мне могут возразить, ведь, по официальной статистике, бедных в стране за прошедший год стало меньше. Однако бедность - сложное явление. А у нас, к сожалению, применяется упрощенная методика подсчета: в бедные определяют лишь тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума. На мой взгляд, надо смотреть не только динамику доходов, но и имущественное обеспечение. На самом деле масштабы неравенства очень высоки. Увеличивается относительная бедность - показатель, который говорит о том, что потребление в наиболее обеспеченной группе растет быстрее, чем среди наименее обеспеченных людей. По официальным данным, разница в текущих доходах составляет 13-14 процентов. По нашим оценкам, если за основу брать не только доходы, но и имущество, уровень потребления, разница между материальным благосостоянием богатых и бедных достигнет как минимум 130-140 процентов.

подробности

Александр Величенков:

- Первое, что обращает на себя внимание, - это сырьевой привкус этих миллиардов. Они заработаны в основном на экспорте алюминия, нефти, продуктов металлургии. Причем из-за международной долларовой инфляции все реальные товарные рынки растут очень быстро. А за ростом рынков идет автоматический рост оценки акций экспортно-ориентированных компаний и рост состояний их владельцев, которые и ранжирует "Форбс". Так что говорить о том, что удвоение этих миллиардов - это следствие роста российской экономики, можно только условно. Это от силы 5-7 процентов.

Не стало больше стали, добыча нефти увеличилась на считаные проценты, а состояния выросли многократно только за счет переоценки в долларах всех этих ресурсов. Такое инфляционное влияние вовсю сказывается и на российской экономике.

Классический пример - это рост цен на недвижимость в Москве, который не обусловлен издержками. В 45-процентом увеличении цен за прошлый год издержки составляют максимум 15 процентов. А остальные 30 - это долларовая инфляция, это то, что называется просачиванием благ. Когда доходы сыплются вниз - до тех слоев, которые в состоянии покупать в массовом порядке эти подорожавшие квартиры.

Что касается новоявленных миллиардеров, то нынешний список "Форбса" красноречиво продемонстрировал еще два процесса, которые активно происходят в нашей экономике: консолидация активов и раскрытие информации. По слияниям и поглощениям в прошлом году установлен, похоже, рекорд. Грубо говоря, разбухание компании приводит к тому, что мажоритарные акционеры становятся миллиардерами. Да, они не создали, не наработали этой прибыли, они присоединили к себе чей-то кусок... Это плохо или хорошо? Для международной, глобальной конкуренции, естественно, хорошо. Для внутренних монопольных эффектов - плохо.

Ну а "наглотавшись", наши герои решили выйти на мировые рынки. А для этого они вынуждены были открыться - таково международное требование - и указать свои активы. Само по себе это положительное явление. Парадоксально, но только благодаря этому мы можем время от времени узнавать, кто и чем реально владеет в стране.

У кого-то, конечно, вопрос: все ли заплатили налоги и не окажется ли кто-то из них, скажем, через годик, в ситуации господина Ходорковского? Наверняка в первой десятке есть два-три человека, которые находятся под пристальным вниманием правоохранительных органов. Остальные давно уже легализовались и находятся с государством в нормальных отношениях

Что касается "форбсского" долгожителя господина Абрамовича, то одни зачисляют его в лондонский список миллиардеров, а другие - в российский. Это вызвано тем, что бизнес у него есть и там, и здесь. Налоги он платит и там, и там.

Спор этот не имеет смысла. Абрамович - это, грубо говоря, наиболее яркое проявление глобализации, когда понять, по какому мерилу его классифицировать, достаточно трудно. Основной бизнес - здесь. Финансовые потоки, в значительной степени, - там. Крупный достаточно бизнес - опять же там. Если "Манчестер Юнайтед" стоит полтора миллиарда долларов, то есть подозрение, что Абрамович и "Челси" раскрутит больше, чем на миллиард, по капитализации достаточно легко. С чем связан бизнес-проект с "Челси"? Он покупает на несколько десятков миллионов суперзвезд, забивает стадион битком, создает в центре Лондона сплошную головную боль во время футбольных матчей. Ему лондонская мэрия говорит: а не пошел бы ты со своим стадионом куда-нибудь на конечную линию метро? Он говорит: с удовольствием. Только я вот здесь стадиончик снесу, а огромный центр торгово-выставочно-жилищно-офисный построю. И все это, замечу, будет владением клуба "Челси". Понятно, что вся эта недвижимость после строительства будет стоить не один миллиард.

И таких бизнесменов достаточно много. Тот же Миттал индийский. Где у него основной бизнес? На Украине, где он "Криворожсталь" купил? Или в Европе, где он сейчас хочет стать крупнейшим производителем стали. Как его квалифицировать? Так же и Абрамовича... Мажоритарный владелец транснациональной компании по определению трудно вписывается в национальные рамки.

Надо привыкать жить с богатыми людьми. Они же в конце концов дело делают. Рабочие места создают, заводы не закрывают, модернизируют. Заменили собой Госплан и Госснабы. Вписались в эту экономику, сделали конкурентоспособные компании. Чего в этом плохого?

Фото: www.vesti.ru