Решение Ростехнадзора об утверждении положительного заключения Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) ТЭО первой очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" вызвало серьезную дискуссию.
В соответствии с установленной процедурой, предусматривающей, что заключение должно получить одобрение не менее двух третей участников экологической госэкспертизы, комиссия ГЭЭ приняла в конце февраля заключение о допустимости реализации проекта ВСТО. "Работа комиссии, - отметили в Ростехнадзоре, - велась в трех группах, каждая из которых проводила экспертизу своего участка нефтепровода, что позволило дать проекту комплексную, детальную и непредвзятую оценку". Экспертиза должна была закончить работу в конце января, однако, отметили в надзорном ведомстве, рабочая группа ГЭЭ не выполнила тогда технического задания, экстраполировав опасения ряда входивших в нее экологов по прибайкальскому участку маршрута на проект в целом. В начале февраля соответствующим приказом работа экспертной комиссии была продлена еще на месяц, а ее состав - расширен.
В свою очередь в разрабатывавшей ТЭО госкомпании "Транснефть" заявили, что осуществление проекта приведет не к снижению, а к существенному укреплению экологической безопасности, в том числе на прибайкальском участке, по сравнению с существующей ситуацией. Трасса будущего нефтепровода, пояснили там, отделена от прибрежной территории насыпью железной дороги, где проходят грузопотоки, большую часть которых сейчас составляют нефть и нефтепродукты. По этим данным, для снижения экологических рисков шестидесятикилометровый участок трубопровода, пролегающий вдоль Байкала, изготовят из специальной стали с большим запасом по толщине, и на всем его протяжении блокирующие задвижки будут установлены через 5-6 км в 6 раз чаще, чем предписано действующими нормативами.
Критика проекта ВСТО скорее отражает интересы стран, не заинтересованных в изменениях на рынке нефтяного экспорта
В самой трубе установят датчики, которые обеспечат круглосуточный мониторинг ее состояния и будут способны улавливать любые нарушения герметичности, развитие потенциально аварийных процессов коррозии и образования микротрещин. Все переходы под реками будут выполнены по технологии "труба в трубе", а сегменты нефтепровода на сейсмоопасных участках, обещают авторы проекта, "будут способны выдержать сильные подземные толчки".
Как сообщило агентство ИТАР - ТАСС, в качестве дополнительных мер обеспечения экологической безопасности, в которые "Транснефть" инвестирует около 6 миллиардов рублей, на байкальском участке установят дежурство аварийного поезда "быстрого реагирования", способного "прибыть к любой точке трассы за 30-40 минут".
Члены ГЭЭ - противники нефтепровода, группирующиеся вокруг аффилированных с западными экологическими структурами организаций Greenpeace Россия и WWF, проявляют традиционную публичную активность, приводя различные доводы в пользу своей позиции. Между тем не стоит забывать: ученых, проводивших госэкспертизу и поддержавших проект, большинство. И их мнение как минимум не менее интересно.
Станислав Мещеряков, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой промышленной экологии РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина:
- С точки зрения технической реализации проект содержит все последние достижения в области строительства нефтепроводов. Экологическая безопасность строительства обеспечивается барьерным методом. Во-первых, сами трубы, используемые для строительства, очень высокого качества. Во-вторых, на участках с повышенной сейсмической опасностью толщина труб увеличивается втрое, а на опасных участках имеются перекрывающие трубу устройства, применяется и технология "труба в трубе". Кроме того, используется технология действующего мониторинга, которая обеспечивает диагностику трубопровода на всей продолжительности. Проведение нефтепровода вдоль БАМа дает дополнительную возможность оперативного реагирования на экстренные ситуации.
Государственная экологическая экспертиза, в которой мне пришлось работать, - мощная экспертная группа, где для обеспечения эффективной оценки представлены специалисты разных областей. Проект многократно корректировался в связи с введением дополнительных мер безопасности. В общей сложности было предоставлено 40 дополнительных документов, предусматривающих ответные меры на имевшиеся в процессе экспертизы замечания экспертов. Разделение комиссии на рабочие группы вполне условно: вне зависимости от группы конечная документация подписывалась каждым членом экспертной комиссии относительно всей протяженности проекта. Так что на окончательное решение подобное разделение влияния оказать не могло. При этом никакого давления в ходе работы не было. Каждый эксперт высказывался независимо и писал свое собственное заключение.
Этот проект нужен России. Это единственный экономически оправданный и технологически подтвержденный проект. Стоит отметить и качественность его выполнения - компания "Транснефть" в последнее время серьезно работает над уменьшением рисков на нефтепроводах. Конечно, в процессе экспертизы были и спорные вопросы, к примеру по сейсмической ситуации, но техническое решение убеждает нас в оправданности проекта. Напомню, что в мировой практике имеется опыт строительства нефтепровода через Турцию в зоне повышенной сейсмической опасности. Он успешно функционирует. Это факты, а все остальное - эмоции.
Аркадий Никитин, доктор технических наук, профессор, проректор по науке Международного независимого эколого-политологического университета:
- Прохождение восточного трубопровода вдоль железной дороги - самое умное решение, ведь это обеспечивает и инфраструктуру, и помощь "жизнеустройству" трубы.
Нам удалось достичь высокой степени защиты и высокой технологичности проекта именно благодаря экспертизе. Вероятность разливов нефти в Байкал снижена практически до нулевого уровня. Мы поступаем правильно, заставляя эксплуататоров трубы ВСТО принять максимальное количество мер для предотвращения потенциальных негативных последствий и их ликвидации.
В своих заявлениях некоторые "зеленые" ставят вопрос не так, как следовало бы. Они слишком "фокусируются". Ведь известно, что если разлив нефти происходит в Тверской области, но общественный резонанс значительно ниже, то эта проблема вообще мало кого волнует.
Разделение экспертов на группы не оказало никакого влияния на итоги экспертизы. Все члены комиссии высказывали комплексное мнение, в том числе и относительно байкальского участка. И никто на нас в процессе работы комиссии не давил - посмотрите, о давлении говорят только те, кто остался в меньшинстве и не может с этим смириться.
Эксперты подчеркивают и геополитическую значимость нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". "Это крупнейший инфраструктурный проект в нашей стране с 70-х годов, когда строилась Байкало-Амурская магистраль, - заявил "Росбалту" генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, член рабочей группы Комиссии Общественной палаты РФ по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Дмитрий Орлов. - Когда нефтепровод будет построен, произойдет значительная диверсификация российского экспорта нефти. В концепции России как энергетической сверхдержавы, о которой говорит президент РФ Владимир Путин, ВСТО будет краеугольным камнем вместе с Северо-европейским газопроводом, так как он позволит РФ как крупнейшему игроку на нефтяном рынке действовать сразу на двух полях - и в Европе, и в Азии", - считает он.
Орлов отмечает, что критика проекта со стороны экологических организаций, в частности Greenpeace Россия, скорее отражает интересы стран, не заинтересованных в изменениях на рынке и диверсификации российского нефтяного экспорта. Несмотря на масштаб кампании, развернутой этими экологами, проект, уверен Дмитрий Орлов, будет осуществлен в установленные правительством сроки. "С принятием последних законодательных решений сняты все ограничения и нет препятствий для строительства ВСТО: есть все ресурсы, есть инвестиции, есть политическая воля руководства РФ", - подчеркнул эксперт.
Напомним, что нефтепроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан" сооружается в соответствии с распоряжением правительства России от 31 декабря 2004 года N 1737-р и приказом Минпромэнерго России N 91 от 26 апреля 2005 года. Первый этап проекта - строительство нефтепровода по маршруту Тайшет (Иркутская область) - район Усть-Кута (Иркутская область) - Казачинское (Иркутская область) - Тында (Амурская область) - Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 миллионов тонн нефти в год. Финансирование первого этапа в соответствии с упомянутым приказом Минпромэнерго России должно осуществляться за счет привлеченных ресурсов "Транснефти". По оценкам специалистов "Транснефти", стоимость работ по первому этапу ВСТО составит 6,6-7,9 миллиарда долларов, а необходимые кредитные ресурсы - около 2 миллиардов долларов. Планируется, что первый этап нефтепровода будет построен в 2008 году.