Его близкие родственники еще не пришли к согласию по поводу места захоронения бывшего югославского лидера. Однако скорее всего последним пристанищем политика, чья роль в истории Балкан даже после смерти вызывает многочисленные споры, станет все-таки столица Сербии - Белград.
Последние два дня высказывались три различных точки зрения на этот вопрос. Жена Милошевича Мирьяна Маркович и сын Марко рассчитывали устроить похороны в России, где они сейчас живут. Спокойно похоронить своего мужа и отца на родине они не могут. В Сербии против них возбуждены уголовные дела по обвинениям в злоупотреблении властью и различных финансовых махинациях. Поэтому при въезде в страну обоих ждет немедленный арест. Накануне президент Сербии Борис Тадич заявил, что даже в сложившихся обстоятельствах он не намерен предоставлять амнистию родственникам бывшего главы государства. По его мнению, Милошевич вообще не должен быть предан земле на родине, а тем более с государственными почестями. Как заявил Тадич, с учетом роли бывшего главы Югославии в балканском конфликте его государственные похороны будут выглядеть "абсолютно неуместными".
Дочь умершего Мария, уже долгое время живущая в Черногории, считает, что похороны ее отца должны пройти именно в этой республике в местечке Лиева-Риека, где ранее были погребены многие члены семьи. Она заявила, что "не поедет в Москву, если остальные родственники Слободана Милошевича решат похоронить его там".
Лишь Борислав, брат экс-президента и бывший посол Югославии в Москве заявил, что Милошевича следует похоронить в Сербии. Кстати, сам он накануне, видимо, не выдержав напряжения последних суток, тоже попал в больницу с сердечным приступом.
В случае если выбор родственников все-таки остановится на Сербии, здесь также возможны два варианта. Милошевич может быть погребен в родном городе Пожаревац на востоке Сербии или в Белграде на мемориальной Аллее героев. На этом месте для захоронения настаивают и многочисленные соратники умершего по Социалистической партии Сербии.
Между тем в понедельник вечером прокурор Гааги предоставил тело Слободана Милошевича в распоряжение Международного трибунала для бывшей Югославии. Теперь трибунал должен решить, кому именно передать тело. В данный момент ведутся переговоры с семьей экс-президента Югославии. Уже известно, что Марко Милошевич пытается получить разрешение на поездку в Гаагу и вывезти тело отца из здания Нидерландского института судебной медицины. Об этом с официальной просьбой к руководству МТБЮ обратился юридический советник бывшего югославского президента Зденко Томанович.
А пока ведется подготовка к проведению похорон, родные и близкие бывшего югославского лидера по-прежнему утверждают, что тот был отравлен. И хотя, согласно предварительным результатам вскрытия, Милошевич умер от инфаркта миокарда, представители Гаагского трибунала так и не смогли вразумительно ответить на вопрос, что именно стало причиной сердечного приступа. Токсикологическая же экспертиза еще не закончена, поэтому окончательные выводы делать пока рано.
Еще одна версия смерти - самоубийство Милошевича - как последний акт протеста против Международного трибунала, прозвучавшая из уст генерального прокурора МТБЮ Карлы дель Понте, также начала обрастать подробностями. Как заявил в понедельник нидерландский токсиколог Рональд Угес после проведенного анализа крови бывшего югославского президента, тот по собственной инициативе принимал не прописанное ему лекарство. "Он принимал риманфицин - лекарство, которое аннулирует эффект лечения, чтобы получить возможность уехать в Москву", - утверждал Угес. Появившуюся ранее информацию о присутствии в крови Милошевича препаратов для лечения туберкулеза и проказы, которыми экс-президент никогда не страдал, врач комментировать категорически отказался.
Не меньше вопросов остается и в отношении письма, написанного Слободаном Милошевичем в адрес главы МИДа России буквально накануне своей смерти. Если еще в воскресенье представители МТБЮ выражали сомнение в наличии такой "улики" против себя, то уже в понедельник все комментарии на этот счет прекратились. Как подтвердили в российском внешнеполитическом ведомстве, такое письмо действительно существует. В нем Милошевич говорил о неадекватном лечении, проводимом врачами Международного трибунала по бывшей Югославии. И вновь просил поддержки России на прохождение курса терапии в медицинском учреждении в Москве. Как оказалось, поздно.
Как уверены многие специалисты, в связи с кончиной Милошевича давление на Сербию относительно выдачи Гаагскому трибуналу предполагаемого военного преступника Ратко Младича вскоре еще более возрастет. По данным координатора Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы Эрхарда Бусека, президент Сербии Борис Тадич в ходе состоявшейся в Зальцбурге двухдневной неформальной встречи министров иностранных дел стран-членов Евросоюза, сообщил, что председатель правительства Сербии Воислав Коштуница обещал выдать Младича до конца марта текущего года. Очередной раунд переговоров с Белградом намечен на 4-5 апреля, но состоится ли он, сказать с уверенностью пока не берется никто.
Фото: www.vesti.ru