ТВ: весеннее обострение борьбы за телезрителей

Попереключаем?..

Для непродвинутых восьмое марта - лишний выходной, день, в который ТВ по обыкновению напоминает всем нам, что есть женщины в русских селениях и городах. Напоминает посредством старого доброго кино, конечно. Восьмое марта без "Служебного романа" - это как Новый год без "Иронии судьбы". Этот фильм наглядно-показательная притча не только на предмет того, что у природы нет плохой погоды, но и на тему: в реальной жизни не бывает некрасивых женщин. Мымрами они могут показаться на поверхностный взгляд, но если влюбиться... И далее по тексту фильма.

В русские женщины уже давно пора записать героиню голливудской "Красотки", показанной как раз накануне красного дня календаря. Так часто мы ее видим на наших телеэкранах, что, может, нам стоит похлопотать перед президентом о предоставлении Джулии Робертс гражданства РФ?.. Тем более что сюжет "Красотки" при внимательном рассмотрении обнаруживает очевидное родство с сюжетом "Воскресения" Льва Николаевича. Перед нами почти калька. Обстоятельства грехопадения девушек - разные, а дальше... Проститутка не только привязывает к себе барина (в американском варианте - крупного бизнесмена), но и возвышает его морально до себя - он становится лучше, чище; он воскресает душой, и, что самое главное и актуальное, деньги перестают быть его главной жизненной целью.

Вообще, поскольку женский праздник благодаря Кларе Цеткин имеет статус международного, то правильно, что телеканалы не зациклились на нашем старом добром кино и справедливо решили не ограничиваться демонстрацией подвигов наших соотечественниц. "Первый канал" без колебаний показал "Титаника", а НТВ - "Унесенные ветром". А мы лишний раз могли заметить, что есть женщины и в американских селениях и городах. Конечно, как поется в одном старом добром мюзикле: "Хвала не отрава". Но розы, как известно, без шипов не растут.

Шипы

Восторженное отношение к ее величеству женщине чуть было не умалил премьерный показ на ТВ фильма "Требуется няня", главная героиня которого коварная стерва. А на вид - милая, образованная, чадолюбивая женщина. Свою ложку дегтя в бочку праздника добавил и Андрей Малахов в авторской программе "Пусть говорят". Он иначе не может. Отыскал русскую красотку, которая сначала нашла свое счастье с пожилым американцем, а потом с ним разошлась - перестала быть похожей на Мэрилин Монро.

Девушка, видно, хваткая, расчетливая, тщеславная и при этом увлекающаяся. Потому, наверное, не все сложилось у нее, как ей хотелось. Наверное, ее нетрудно было заманить на передачу (как и в Штаты) - какая Золушка откажется от бала. Она приоделась, подкрасилась, влезла в хрустальные башмачки. Принц Андрюша ее встретил с радушной улыбкой, гости громко аплодировали. На подиуме в кресле она расцвела... Ну а затем наша красотка получила свое. Возбужденные тетки из студийных зрительниц ее оскорбляли разными словами, клеймили за то, что она душу и тело продала за зеленые бумажки. Точку поставил парламентарий из команды Жириновского - он героиню программы обозвал "проституткой". И тоже под аплодисменты. И никому не стало неловко. В том числе и распорядителю "бала" - Андрею Малахову, что в его, хозяина, присутствии оскорбляют его гостью. С телевизионными "распорядителями" все больше проблем на ТВ.

Ведущий как бантик

На НТВ есть такая рубрика "Ночной сеанс", где показываются заслуженные фильмы больших мастеров. Благое дело. Чтобы сделать его еще более богоугодным, зовется какой-нибудь звездный персонаж, и он объясняет простым людям, глотателям "дозоров", что и тот фильм, который они сейчас увидят, тоже неплох.

Увидеть в тот вечер мы должны были "Ромео и Джульетту" Франко Дзеффирелли в компании с "распорядительницей" художественного наслаждения - Ренатой Литвиновой. Ей было доверено сказать несколько слов перед началом известного фильма. Это бремя для нее оказалось столь тяжелым, что она решила разделить его с театральным режиссером Романом Козаком, который как раз недавно поставил шекспировскую пьесу в театре. Слов у ведущей, кроме самых общих ("замечательный", "красивый") не было; у нее были жесты. Она как обычно взмахивала руками, выворачивая ладони наружу, что, видимо, обозначало ее переполненность чувствами, рвущимися из глубины ее одухотворенного существа. Но поскольку вся эта жестикуляция, так же, как и интонация, легко пародируемая Максимом Галкиным, давно стали фирменными примочками Ренаты Литвиновой, то и собственно чувства телераспорядительницы не вполне казались искренними. Собеседник тоже все больше помалкивал - то ли потому, что и ему сказать было нечего, то ли от того, что в этом театре поз и модуляций его суждения показались бы неуместными. Все, что содержательного запомнилось из вступительного слова Ренаты к самой печальной повести на свете, так это ее пожелание молодым людям, пришедшим в кино, думать больше не о политике, а "о грудях своей спутницы".

Все-таки ведущий - это профессия, а иногда - дар божий. А в редких случаях - то и другое. У нас, к слову сказать, есть примеры этих редких случаев. Один - Иван Ургант, которого по глупости упустил телеканал "Россия", а "Первый" схватился за него и не знает, что с ним делать. Пока он его приспособил к программе "Смак". Второй - Анастасия Заворотнюк, которую, может, и позвали на шоу "Танцы со звездами" (телеканал "Россия") в качестве товарного знака, но которая показала на нем высокий класс шоу-вумен.

...Переманивание телезвезд, как и перехватывание сериалов, а также идей новых проектов, стало повседневной практикой наших федеральных каналов. С началом весны конкурентная борьба меж ними обострилась. Дело в том, что с 27 февраля по 5 марта первые пять строчек рейтингового листа заняли программы телеканала "России". Такого старожилы отечественного ТВ не припомнят. Канал, назвавшийся "Первым", оказался вторым. Это тяжелый удар по амбициям его руководителей. Теперь они, по-видимому, большие надежды связывают со стартовавшей на минувшей неделе "Фабрикой звезд". "Народный артист", выстреливший на "России" в ту же субботу, но на час раньше, по уровню популярности, скорее всего, проиграет, но рейтинг конкурирующей фирме немного да собьет.

Но самое эпохальное событие весеннего ТВ - это то, что ситком наконец вышел из берегов нишевых, дециметровых каналов СТС и ТНТ и прорвался в большой эфир. На "Первом" в предпрайме пошли лицензионные "Большие девочки". Так что до конца сезона непродвинутые зрительницы обеспечены большой рзвлекаловкой. Хоть им-то наше ТВ способно утолить аппетит во время и после еды.