Сейчас за этим надо идти в суд. Если Закон будет принят, народная тропа поведет в Федеральную регистрационную службу. Законопроект предусматривает возможность внесудебного порядка признания прав граждан на недвижимость.
Но готова ли сама новая служба, созданная чуть больше года назад, к массированной дачной амнистии? На эти и многие другие вопросы, поступившие от наших читателей, ответил на "Деловом завтраке" в "РГ" директор Федеральной регистрационной службы, главный государственный регистратор РФ Сергей Мовчан.
Недвижимость по упрощенной схеме
Российская газета | Сергей Николаевич, готовы ли вы к шквалу дел по так называемой "дачной амнистии" - упрощенной процедуре регистрации дачных домиков? Народ ждет ее с нетерпением.
Сергей Мовчан | Чтобы не возникло путаницы, рассмотрим все по порядку. С 31 декабря 2005 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Для того чтобы зарегистрировать право собственности на садовые и дачные домики, нужно представить документы, устанавливающие или подтверждающие право собственности на земельный участок либо право пользования этим земельным участком. Правда, нужны еще и документы, содержащие описание такого объекта, т.е. технический паспорт объекта, выдаваемый органами технического учета и технической инвентаризации (БТИ).
Обращаю ваше внимание: это касается только тех объектов недвижимости, которые возведены после 1 января 2005 года - после вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, необходимо подать заявление и оплатить государственную пошлину за государственную регистрацию. Государственная регистрация осуществляется в срок до одного месяца.
Для упрощения процедуры госрегистрации прав на отдельные объекты недвижимого имущества правительство РФ в январе нынешнего года внесло на рассмотрение Госдумы проект Федерального закона, который сделает процедуру регистрации доступной практически для всех владельцев земельных участков. Поскольку многим придется воспользоваться его положениями, стоит привести полное название будущего закона - "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приватизации, кадастрового учета, регистрации прав граждан на земельные участки, предоставленные в целях ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также расположенные на этих участках объекты недвижимости".
Принятие этого законопроекта позволит гражданам Российской Федерации в упрощенном порядке оформить права на земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства, а также на созданные на них объекты недвижимости.
В данном законопроекте предполагается распространить на объекты, построенные до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, положения части 17 статьи 51, в которой установлен перечень объектов, для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство.
РГ | Поскольку закон вступил в силу, то теперь все дачники с самовольными постройками обязаны бежать на регистрацию?
Мовчан | В Федеральном законе о регистрации говорится о том, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после 31 января 1998 года, то есть после введения в действие Федерального закона о регистрации. Права на недвижимое имущество, возникшие до его вступления в силу, признаются действительными при отсутствии их государственной регистрации. Их государственная регистрация требуется только в тех случаях, когда этот объект недвижимого имущества включается в гражданско-правовой оборот - продается, меняется, закладывается, страхуется и т.д.
Квартирный вопрос до срока
РГ | Не менее острая для тысяч сограждан проблема - оформление квартир в собственность. Между тем истекает срок бесплатной приватизации квартир. До каких пор не поздно подать документы?
Мовчан | Правом на бесплатную приватизацию воспользовались пока около 70 процентов россиян. Можно предположить, что будет твориться в конце года, когда все, кто оставил решение этой проблемы на последний момент, попытаются срочно оформить свое жилье в собственность.
Для граждан, желающих приватизировать квартиры, главное сейчас собрать необходимые документы и подать заявление в органы, осуществляющие приватизацию жилья. После этого можно в любое время обратиться в органы регистрации прав на недвижимость, в том числе и после 1 января 2007 года. Единственно, гражданин до регистрации не сможет совершать со своей квартирой никаких сделок.
Так что не нужно беспокоиться, если до 1 января вы не обратились в органы Федеральной регистрационной службы с заявлением о государственной регистрации права собственности, при этом имея на руках договор о приватизации жилого помещения, заключенный до 1 января 2007 года.
РГ | Тем не менее в большинстве своем наши люди привыкли делать все в последний момент, и потому кто-то обязательно не успеет подготовить документы до конца года. Будет ли продлен срок бесплатной приватизации?
Мовчан | Недавно в Челябинской области по инициативе депутата Госдумы Павла Крашенинникова прошел семинар-совещание на базе управления Росрегистрации, посвященный проблеме приватизации жилья. Участие приняли все заинтересованные ведомства. У меня сложилось впечатление, что депутаты намерены продлить срок бесплатной приватизации, тем более что партия "Единая Россия" недавно выступала с такой инициативой. В Госдуму уже внесены соответствующие законопроекты. Кстати, сейчас идет и обратный процесс - люди подают документы и на расприватизацию. Кому-то кажется обременительным налог на недвижимость. Некоторые владельцы приватизированных квартир поэтому решают вернуть квартиру в муниципальную собственность, чтобы оплачивать лишь квартплату.
РГ | Раньше в процессе приватизации свидетельства о праве собственности на квартиру выдавали местные органы власти, которые, собственно, и разрешали (или не разрешали) приватизацию. Теперь порядок поменялся, и ходят такие разговоры, что тот старый документ уже как бы и не документ вовсе, и надо пройти перерегистрацию в федеральных органах регистрации. Это правда?
Мовчан | До 1998 года порядок приватизации был иной, поскольку в субъектах РФ не были созданы органы, осуществляющие государственную регистрацию прав. Документы, выданные до их создания, имеют юридическую силу. Однако по ним нельзя совершить никаких действий со своей собственностью. То есть нельзя эту квартиру продать, заложить, официально сдать в аренду и т.д. Если гражданин не собирается совершать никаких действий с недвижимостью, ему не обязательно приходить и подтверждать свое право. Однако если он совершает сделку со своей недвижимостью, ему необходимо зарегистрировать свое право. Закон предоставляет ему возможность сделать это одновременно с государственной регистрацией сделки или перехода права.
Очередь считают по секундам
РГ | Иной раз кажется, легче дом построить, чем его потом зарегистрировать. Чтобы получить все справки, приходится семь пудов соли съесть и семь железных башмаков в очередях истоптать. Особенно тяжело приходится простому гражданину. Можно ли как-то обойтись без очередей?
Мовчан | Закономерность простая: чем больше квалифицированных работников, тем меньше очередей. Но, с другой стороны, невозможно бесконечно увеличивать службу, это, на мой взгляд, путь в тупик. Должно быть такое понятие, как интенсификация труда, своеобразный конвейер регистрации, когда на определенную операцию затрачивается определенное количество времени.
РГ | Это вроде: пять секунд поставить печать, полминуты скрепить документы, три часа - прочитать все. У вас уже есть такие стандарты по времени?
Мовчан | Нет, в настоящее время такие стандарты трудозатрат не разработаны. Однако нами ведется активная работа в этом направлении. Так, например, в Главном управлении Росрегистрации по Самарской области используется система штрих-кодирования, куда закладывается вся необходимая информация об объекте недвижимости. Машина считывает ее в доли секунды. На всю операцию уходит от трех до пяти минут. Вместе с подготовительным этапом до получаса на одного клиента. Это и есть конвейер регистрации. Разумеется, мы постараемся распространить этот опыт. Но для этого нужно время.
РГ | Конечно, хочется верить, что новые технологии помогут победить очередь. Однако есть и "старые добрые" методы: подмазать нужного человека, и тогда дело пойдет гораздо быстрее, и часто без всяких очередей. Вас не подкупает своей новизной идея узаконить фирмы-посредники, которые и сегодня существуют, но полулегально? Разве нельзя установить единые тарифы, сделать их работу более прозрачной?
Мовчан | Нет, нельзя. В конечном итоге посредники придут к нам и встанут в общую очередь. Здесь можно сделать только одно: довести нашу работу до такого состояния, чтобы очереди почти не было. И тогда не будет соблазна обращаться к этим людям.
РГ | Руководители Федеральной нотариальной палаты говорили как-то, что очереди могли бы быть значительно меньше, если бы часть разрешительных функций передали нотариусам. Как вы к этому относитесь?
Мовчан | Нотариусов всего 7 тысяч, это не решит проблемы. Только очереди, и еще большие, будут стоять к нотариусу. Так что это попытка, на мой взгляд, решить проблему не с того конца.
РГ | В каких случаях вы можете пойти навстречу и сократить сроки регистрации?
Мовчан | В особых случаях государственный регистратор может пойти навстречу - с согласия руководителя территориального управления. При этом каждый такой случай - это предмет нашего пристального внимания. Сокращенные сроки установлены для государственной регистрации договоров купли-продажи жилых помещений за счет кредитных и заемных средств, договора об ипотеке жилых помещений, еще ряд документов. В каждом территориальном органе распоряжением руководителя установлены сокращенные сроки для отдельных категорий регистрационных действий.
В остальных случаях подход к сокращению сроков только индивидуальный, зависящий от конкретной житейской ситуации.
РГ | Существует понятие Единого государственного реестра прав. Что это за реестр, сможет ли в него заглянуть обычный гражданин?
Мовчан | Любой гражданин, представитель юридического лица вправе обратиться в нашу службу с запросом о любом объекте недвижимого имущества. В случае подобного обращения мы выдаем ему выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В выписке указываются данные об объекте недвижимого имущества, а также о его правообладателе в объеме, установленном соответствующим постановлением правительства Российской Федерации. Гражданин, запросивший информацию, сможет убедиться, что права на интересующий его объект действительно зарегистрированы, правообладателем является именно то лицо, которое, предположим, предлагает данный объект для продажи. Кроме того, будет предоставлена информация о наличии или отсутствии ограничений (обременений) прав, записей об аресте этого объекта недвижимости или о запрещении его собственнику распоряжаться этим объектом.
РГ | А как же быть с конфиденциальностью информации о частной собственности?
Мовчан | Я уже говорил, что в отношении чужого имущества гражданин сможет получить только ту информацию, которая определена законом.
Правоохранительные органы, судебные приставы, суды имеют право на получение исчерпывающей информации. Но владелец недвижимости вправе узнать, кто интересовался его имуществом и получил об этом справки. Так что при желании гражданин сможет получить полный список людей, юридических лиц или государственных органов, которые интересовались его недвижимостью, будь-то дом, квартира или завод.
РГ | Говорят, все тайное становится явным. Увы, это касается и многих баз данных государственных ведомств. А как охраняются тайны Росрегистрации? Это ведь тоже тайны, соблазнительные для очень многих.
Мовчан | Не буду выдавать всех секретов. Но свою информацию мы охраняем строго. Во всяком случае, на "Горбушке" ее не предлагают.
Активистов приглашают на регистрацию
РГ | Другой вопрос, который волнует многих: поправки к Закону о некоммерческих организациях. Некоторые правозащитники опасаются: не перекроют ли кислород неправительственным организациям? И здесь очень многое зависит не от самого закона, а от того, как он будет исполняться. Поэтому закономерный вопрос: что собираетесь делать с неправительственными организациями, что ждет вашу службу, когда закон вступит в силу?
Мовчан | Прежде всего нас ждет новый объем работы: по нашим предварительным подсчетам, таких организаций в стране больше 400 тысяч, не считая тех, которые уже состоят у нас на учете.
РГ | То есть вы честно признаете: будете чистить их ряды?
Мовчан | Нет, чистки, которой пугают общественность, не будет.
Хочу прежде всего обратить внимание читателей на тот факт, что многие из этих организаций уже даже не существуют. Это, кстати, характерная ситуация как для некоммерческих, так и для коммерческих организаций. Организация в свое время была создана, зарегистрирована, но уже давно прекратила свое существование. Процедуру же ликвидации не прошла и продолжает числиться среди "живых".
РГ | А разве вы сами приходить к ним не собираетесь? Рисуется живая картина: врывается к правозащитникам спецназ Росрегистрации, всех положили на пол, прочитали учредительные документы, нашли ошибки, всех распустили, запретив собираться больше трех.
Мовчан | Вам бы сценарии к боевикам писать.
Закон вообще не предполагает необходимости перерегистрации уже созданных некоммерческих организаций. Если организация давно создана и действует, ни нам к ним, ни им к нам приходить не надо. Только если произошли какие-то серьезные изменения в самой организации. Например, сменилось руководство, адрес. Или вносятся поправки в действующий устав.
РГ | А если организация будет создаваться с нуля?
Мовчан | Если необходимо зарегистрировать вновь созданную некоммерческую организацию, то вы готовите пакет документов, перечень которых определен законом. Подаете документы на регистрацию в соответствующий территориальный орган нашей службы. В течение 14 рабочих дней наши специалисты обязаны проверить документы на соответствие закону и принять аргументированное решение: регистрировать или отказать. В случае регистрации мы направляем данные в налоговую службу для включения новой организации в единый государственный реестр юридических лиц. И можете работать.
Мертвые души на контроле
РГ | В каких случаях вы отказываете?
Мовчан | Чаще всего по причине невыполнения требований законодательства при создании общественных организаций. Так, например, в уставе обязательно должна быть заложена норма о коллегиальности руководства организацией. К слову, про этот принцип учредители часто "забывают", закладывая такое нарушение в уставные документы. Естественно, при проведении экспертизы устава мы обнаруживаем подобные несоответствия закону и отказываем в регистрации.
РГ | По идеологическим соображениям можете отказать?
Мовчан | Нет, идеология вне нашей компетенции. У нас есть единственное ограничение, которое опять-таки предусмотрено законом: организация не должна преследовать какие-либо экстремистские цели и задачи: свержение существующего государственного строя, призывы к насилию, национальной вражде.
РГ | Получается, никаких новаций по сути нет?
Мовчан | Ну почему же, есть. Но они касаются системы контроля, а не процедуры регистрации. Уточню: очень часто, особенно в последнее время, в средствах массовой информации идет смешение понятий общественного объединения и некоммерческой организации. Общественные объединения у нас регистрируются с 1990 года, проходя всю ту процедуру, о которой я уже рассказал. Наряду же с общественными объединениями существовали некоммерческие организации, и для них не был предусмотрен контроль за чистотой учредительных документов. У нас были прецеденты, когда, получив отказ в регистрации общественного объединения, учредители шли с теми же самыми нарушениями в учредительных документах и регистрировались как некоммерческая организация. Теперь законодатель переводит некоммерческие организации в то же правовое поле, что и общественные объединения.
РГ | Учет и контроль - это старый хорошо забытый лозунг. Похоже, он теперь возвращается? Про учет мы уже поговорили. Как быть с контролем? Все-таки ответьте: будете или нет проводить рейды по штаб-квартирам правозащитников в поисках опечаток в уставах?
Мовчан | Не будем. Тем более смешно говорить о тотальном контроле. В стране сейчас уже порядка 150-160 тысяч только общественных, политических и религиозных организаций, а в целом некоммерческих организаций более полумиллиона. Невозможно каждую организацию рассмотреть под микроскопом.
При этом вы должны понять, у нас нет права закрывать организацию немедленно, если в документах что-то не так. Это длительная процедура. Сначала мы выносим предупреждение. У руководства некоммерческой организации есть время и возможность привести все в соответствие с законом. Если этого не произошло, мы обязаны подать иск в суд. В суде представители ответчика могут попытаться доказать, что они действовали в рамках закона. И только по судебному решению организация может быть ликвидирована в принудительном порядке. Подчеркиваю, сами мы никого "закрыть" не можем. Нет у нас по закону таких полномочий.
Внесудебная же процедура ликвидации предусмотрена только в законе о регистрации юридических лиц и касается только организаций, фактически прекративших свое существование. Эта процедура введена недавно, поэтому мы с ней еще не сталкивались.
РГ | Возвращаясь к ликвидации неправительственных организаций, пусть даже и через суд: вы не ждете лавины скандальных ситуаций?
Мовчан | Скорее можно ожидать попыток использовать ситуацию в целях самопиара и саморекламы. Приведу пример, с которым мы уже столкнулись. Росрегистрация обратилась в суд с иском к Центру защиты прав человека. После получения повестки в суд у организации было больше месяца для того, чтобы предоставить нам необходимую информацию о своей деятельности. Информацию мы так и не получили. Скажу больше мы и сейчас готовы отозвать исковое заявление из суда, если нам предоставят все необходимые документы. При этом, видимо, "к сожалению", пропадает ореол "мученичества". А это так обидно.
За прошлый год центральным аппаратом службы подано более 800 исков о ликвидации различных общественных организаций. Я могу сказать, что они коснулись и организаций, которые учреждали и инвалиды, и спортсмены. Есть требования закона, которые они не выполнили. Так почему же мы должны делать исключения?
Если организация не направляет нам отчеты о своей деятельности более 2 лет, то мы вправе обратиться в суд с иском о признании этой организации, прекратившей свою деятельность, и ее ликвидации. При этом мы отзовем свой иск, как только эта организация предоставит нам необходимые документы.
РГ | Иными словами, чтобы избежать ваших исков, организации достаточно доказать, что она "живая"? А доказывать надо самим или ждать, пока вы напомните?
Мовчан | Законом установлена обязанность организаций ежегодно информировать органы Росрегистрации о своей деятельности. Предоставляемые документы, помимо информации о текущей деятельности, также должны включать в себя сведения об изменении состава руководящих органов, адреса и другие контактные сведения. Эта обязанность прямо установлена законом и не требует дополнительных напоминаний.
У некоммерческих организаций необходимость в таком массовом порядке отчитаться возникнет впервые в связи с принятием изменений закона, а у общественных объединений эта практика подавать свои ежегодные отчеты существует уже давно.
РГ | Нетрудно представить: 2 января, все 400 тысяч организаций выстроятся к вам в очередь с отчетами. Как вообще будет проходить эта процедура?
Мовчан | Организации могут направить свои отчеты по почте.
РГ | Вы получили отчеты некоммерческих организаций по почте, что дальше? Если вам отчет не понравился, что сможете сделать? Закрыть?
Мовчан | Отчет не должен нравиться или не нравиться. Заложенная в него информация должна соответствовать требованиям закона. В Минюсте России уже давно готовится пакет документов, который в ближайшее время поступит в правительство. Как раз там будет определена форма, согласно которой организации будут заполнять свои отчеты.
Сразу же могу сказать: если у нас возникнут вопросы экономического, финансового характера, мы будем обращаться к соответствующим министерствам и ведомствам с просьбой осуществить определенную проверку в рамках тех полномочий, которые им предоставлены.
РГ | Например, в налоговую службу? Кстати, недавно по телевизору показали сотрудников английского посольства, очень похожих на разведчиков, и они вроде бы перечисляли деньги нашим правозащитникам. Как будет поступать ваша служба, если в отчетах вдруг выяснится, что герой той телепередачи Джон Доу опять кому-то перевел деньги?
Мовчан | Насколько мне не изменяет память, в США считается незаконной передача грантов неправительственной организации, если перевод денег прошел мимо соответствующих контролирующих государственных учреждений. Так что давайте оперировать демократическими категориями и у нас в стране.
Согласитесь, мы с вами имеем полное право знать - кто и какую деятельность финансирует в нашей стране тем более, если это финансирование поступает из-за рубежа.
Еще раз подчеркну: никакого предубеждения к общественным и некоммерческим организациям. Росрегистрация - орган исполнительной власти, который обязан соблюдать букву закона, находясь на защите интересов государства в рамках действующего законодательства. Кстати, на территории России представительства и филиалы международных и иностранных некоммерческих организаций будут вообще регистрироваться в уведомительном порядке. Но они обязаны нас уведомить не только о своем существовании, но и с какой целью пришли к нам, какое финансирование получают, куда направляют полученные средства.
Для служебного пользования
РГ | Федеральная регистрационная служба появилась чуть больше года назад. Расскажите немного о самой службе.
Мовчан | Если коротко, то на Федеральную регистрационную службу возлагается регистрация сделок с недвижимостью; регистрация и контроль за деятельностью политических партий, общественных и религиозных организаций; функция контроля за работой органов адвокатуры и нотариата; работа с саморегулирующимися организациями арбитражных управляющих.
РГ | Сколько человек должны заниматься всей этой, говоря открытым текстом, важной и нужной бюрократией?
Мовчан | В 2005 году численность Федеральной регистрационной службы составляла чуть более 25 тысяч человек. В 2006 году в связи с добавлением функций регистрации некоммерческих организаций, руководства органами ЗАГС нам добавлено чуть более 4 тысяч сотрудников.
Кстати, в НИИ Труда были проведены расчеты по численности службы, которая должна заниматься регистрацией сделок с недвижимостью. В итоге получили численность - не менее ста тысяч человек. Почувствуйте разницу.
РГ | Сформулируйте основной принцип, которым вы руководствуетесь в своей работе.
Мовчан | Принцип простой: кресло, которое ты занимаешь не наследственное. Поэтому всегда ставь себя на место того человека, который приходит к тебе. Он не проситель. Это к тебе пришел гражданин, чьи права ты обязан защищать. И если ты создал систему, которая породила взяточничество, громадную очередь и совершенно неуклюжую работу, то завтра эта система может ударить и по тебе: придешь, постучишь в это окошко, а тебе могут и не открыть.
Вот такой простой принцип.