В сегодняшней повестке пленарного заседания - первое чтение законопроекта, который спикер нижней палаты Борис Грызлов назвал очень важным. Право россиян обращаться к власти и быть ею услышанным, как известно, гарантировано Конституцией России.
Однако в последние годы слух чиновников, обязанных реагировать на обращения людей, видимо, сильно ослаб. И нескончаемый поток писем потянулся из регионов по простому адресу: Москва, Кремль, президенту Путину. Судя по информации, которая поступила в Госдуму из кремлевской администрации, в прошлом году в адрес президента поступило 338 211 писем. Еще больше было персональных обращений граждан, в первую очередь из столичного региона. Законопроект, который сегодня рассмотрят депутаты, обязывает чиновников делать это, не откладывая письма трудящихся в долгий ящик, не вынуждая их становиться профессиональными жалобщиками. Положения о сроках работы с обращениями граждан в законопроекте сформулированы таким образом, чтобы государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица имели возможность самостоятельно сократить срок рассмотрения обращений. Однако произвольно его продлить без внесения соответствующих поправок в законодательство они не могут. Обращение должно быть рассмотрено за тридцать дней и даже за пятнадцать - если дело касается неотложных вопросов.
- Мы живем, к сожалению, по закону, который был принят еще Верховным Советом СССР в 1968 году, - напомнил в разговоре с корреспондентом "РГ" председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов. - Впоследствии, в частности, в 1980 и в 1988 годах, в закон вносили дополнения, но для России нужен свой собственный закон, который бы юридически точно регламентировал общий порядок работы с обращениями граждан. Его давным-давно надо было принимать.
Все положения по работе с жалобами, которые прошли проверку временем, в новом законе сохранены. Прямым текстом содержится запрет на "преследование граждан за обращения с критикой". Также "при рассмотрении обращений граждан не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращениях, а также сведений о личной жизни граждан без их согласия".
Вместе с тем не подлежат рассмотрению обращения, содержащие вопросы, по которым вынесены судебные решения, и повторные жалобы, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства. А еще оставят без внимания банальные письма-анонимки. Исключение сделано лишь для сообщений о преступлениях и об угрозах государственной и общественной безопасности. Такие обращения, которые можно делать как устно, так и письменно, вплоть до сообщений по электронной почте, будут без промедления передаваться "кому положено".
Во всех остальных случаях гражданин обязан проявить сознательность: при личном приеме предъявить документ, удостоверяющий личность, а в письме разборчиво указать свою фамилию, имя, отчество, адрес места жительства.
Не стоит думать, что закон создается исключительно в качестве этакой дубинки, при помощи которой обыватель сможет наконец-то найти управу на любого чиновника. В Думе прямо говорят, что закон поднимает вопрос ответственности обеих сторон: можно строго спросить как чиновника, который занимается отписками или затягивает расследование, так и тех, кто занимается сутяжничеством и клеветой.
Поскольку законопроект подготовлен лишь к первому чтению, в нем содержится и ряд небесспорных утверждений. Например, в редакции, которую 15 марта начнет обсуждать нижняя палата, предложено не рассматривать обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан. Угрозы и оскорбления - вещи серьезные, которые, безусловно, нужно не только игнорировать, но и всячески пресекать. Но вот не совсем понятно, как быть с клеветой. Дело в том, что если вообще не рассматривать жалобу, то, собственно, кто и каким образом может сделать заключение о том, что гражданин клевещет?
К тому же, как справедливо замечают правоведы, составлявшие экспертное заключение на этот законопроект, в нашей стране только суду дано право решать, является ли то или иное высказывание клеветой, оскорблением или угрозой. Но никак не чиновнику.
- Мы получили ряд предложений по доработке этого законопроекта, - говорит Сергей Попов. - И это нормально. Но концепцию все поддержали, и принципиальных возражений я не предвижу. Полагаю, в течение нынешней сессии закон будет принят.
На сегодняшнем "правительственном часе" депутаты обсудят также вопросы миграционной политики. Дума намерена также рассмотреть сегодня заявление в связи со смертью экс-президента Югославии Слободана Милошевича. Как сказал председатель Госдумы Борис Грызлов, "главная цель документа - предложения о нецелесообразности дальнейшей деятельности Гаагского трибунала". Депутаты считают, что "принятые за все время существования трибунала решения отличает крайняя степень политизированности и предвзятости, двойные стандарты стали нормой его работы".