Стартовав в Истринском районе Подмосковья, неизвестный вертолет Bell-407 пролетел три с половиной тысячи километров и приземлился на аэродроме Емельяново близ Красноярска. Причем полет прошел в обход всех систем ПВО и центров управления воздушным движением: в отличие от истории с немецким летчиком, которого военные вели от самой границы и до Москвы, эту "вертушку" никто на экранах радаров не зафиксировал. Вертолет-невидимка проявился сам. Командир борта запросил диспетчерский пункт в Емельяново, чтобы ему дали "добро" на посадку. Причем на стандартный вопрос: откуда идете? - летчик отослал диспетчера к начальству. Разбираться с нарушителем начали уже после того, как он приземлился. Однако и здесь многого добиться от пилота Bell-407 не удалось: он молчал, как рыба.
Скандал с несанкционированным перелетом докатился до Сергея Иванова. Министр обороны и обратился в прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации.
В ходе следствия стали всплывать факты, в которых как в зеркале отразились самые острые проблемы авиации общего назначения или, как ее еще называют, малой авиации. Сегодня уже никого не удивишь частным самолетом или вертолетом. Цена на них колеблется от полутора десятков тысяч долларов до нескольких миллионов. Так что при желании хорошо зарабатывающий гражданин может без проблем купить себе крылатую машину. Конечно, по числу небольших самолетов и вертолетов мы пока уступаем высокоразвитым странам, где частный авиапарк измеряется сотнями тысяч машин. Тем не менее малая авиация уже превратилась в большую головную боль не только для госструктур, но и для простых граждан. Развлекательные полеты новых русских над головами жителей населенных пунктов, увы, не редкость. При этом нет никакой гарантии, что, выделывая кренделя в небе, самолет не спикирует на жилые постройки.
- К сожалению, в настоящее время практически отсутствует объективный контроль за полетами, которые выполняются на малых высотах, - прокомментировал ситуацию "РГ" заместитель московского регионального прокурора на воздушном и водном транспорте Вячеслав Козлов. - Попросту говоря, над Россией нет сплошного радиолокационного поля. Именно потому военные и не увидели вертолет, пролетевший не одну тысячу километров от Москвы до Красноярска. Не видят они и летательные аппараты, взлетающие на небольших аэродромах и площадках, расположенных вокруг столицы, если они не поднимаются выше определенной высоты. Пользуясь этим, владельцы воздушных судов выполняют бесконтрольные полеты.
Закон возложил надзор за полетами всех гражданских воздушных судов на Госавианадзор Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Однако эта служба занимается исключительно официально зарегистрированными самолетами и вертолетами. Владельцев таких летательных аппаратов инспекторы авианадзора могут привлечь к ответственности, заставить устранить нарушения либо вообще запретить полеты. Если же владелец летающей машины ее не зарегистрировал, он может смело посылать инспектора куда подальше. И в этом случае остается лишь уповать на бдительность милиции или ФСБ, способных выявить воздушных лихачей, или сознательных граждан, которые напишут куда следует. Увы, как показывает практика, стражи порядка редко смотрят в небо. У них и земных проблем хватает.
Плохо контролируется не только небо, но и площадки, на которых базируются частные самолеты и вертолеты. Тот же Bell-407 за время перелета как минимум раз пять садился для дозаправки. Очевидно, что не в чистое поле. Тем не менее ни на одном из аэродромов у командира не поинтересовались, кто разрешил ему подняться в небо. Более того, накануне скандального перелета, по данным Московского зонального центра единой системы организации воздушного движения, в районе площадки Крючково, откуда предположительно стартовал невидимка, был введен запрет на выполнение полетов. Но разве нашим людям это когда-нибудь мешало?
Не удивило сотрудников прокуратуры и то, что вертолет-нарушитель не был нигде зарегистрирован. Следователи предполагают, что он вообще ввезен в страну контрабандным путем. По крайней мере они так и не смогли найти фирму, за которой он числится. И это, как считает Вячеслав Козлов, тоже один из серьезных пробелов в нашем законодательстве. Купить летательный аппарат в России сегодня не сложнее, чем холодильник. У вас даже не спросят, умеете ли вы им управлять. А ГАИ в воздухе, как известно, нет. Неудивительно, что в нашем небе летают неопознанные и даже контрабандные воздушные суда.
- Давно назрела необходимость внести коррективы в действующее законодательство, регулирующее контроль за авиацией общего назначения, - убежден Вячеслав Козлов. - Прежде всего необходимо исключить ситуацию, когда воздушные суда продаются кому попало. Хочешь приобрести самолет или вертолет? Пройди специальное обучение и получи свидетельство, которое дает право на полеты. Кроме того, при продаже таких машин они должны автоматически регистрироваться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
С другой стороны, необходимо упростить механизм получения свидетельства эксплуатации авиации общего назначения. Заместитель прокурора привел очень показательный пример. Федеральные авиационные правила предусматривают, что на борту каждого воздушного судна должен находиться пакет документов, объем которого может достигать нескольких томов.
- На некоторых воздушных судах для них даже нет места, - пояснил Козлов.