Прав автор проекта этого альбома-энциклопедии народный художник России Борис Диодоров, утверждающий во вступительном слове, что Андерсен стал в один ряд с А.С.Пушкиным в "воспитании высоких нравственных и эстетических идеалов поколений россиян". Свою роль в этом сыграли и отечественные иллюстраторы, о чем написали доктор исторических наук, академик РАЕН Лола Звонарева и член Союза художников, заслуженный работник культуры РФ Лидия Кудрявцева, развернув проект Б. Диодорова в капитальное исследование искусства книжной графики. Наша беседа - с одним из авторов книги Лолой Звонаревой.
- Издание по праву претендует на исчерпываемость. Читатель, надеюсь, с удовольствием прочитает о своих любимых художниках - Владимире Конашевиче, Александре и Валерии Трауготах, Анатолии Кокорине, Викторе Пивоварове. Не оказались ли за бортом наши братья - белорусские художники?
- Ни в коем случае! Авторы альбома-энциклопедии нашли талантливые работы к сказкам Андерсена графиков из Минска - Арлена Кашкуревича и Валерия Слаука. Еще в 60-е годы известный иллюстратор, заслуженный деятель искусства Беларуси Арлен Кашкуревич в духе того времени остроумно сыронизировал по поводу "Нового платья короля" Андерсена. В пышную раму художник заключил красный портновский болван с лихо сдвинутой на бок короной, орденом и легкомысленными подпорками - едкая сатира на безголовых правителей всех времен. А Валерий Слаук, лауреат Государственной премии Беларуси, автор иллюстраций к новой двухтомной энциклопедии белорусского фольклора, в 1996 году мастерски проиллюстрировал сказки Андерсена, подчеркнув грустное лукавство великого писателя.
- Какова структура вашего исследования?
- Альбом-энциклопедия выстроен в хронологическом порядке - от первого петербургского иллюстрированного издания 1868 года до самых последних, 2005 года. Было найдено более 200 художников (общий список русских иллюстраторов Андерсена, представленный в конце книги, дает более 400 фамилий). Иллюстрации получили емкие характеристики, высвечивающие уникальные грани сказок Андерсена. Известных художественных критиков в их поисках, понимая значение этого труда для отечественной культуры, охотно поддержали зарубежные коллекционеры и знатоки книжной иллюстрации.
- Что нового в вашем исследовании?
- Мы в аналитической части попытались фактически заново пересмотреть периодизацию истории иллюстрирования детской книги в России, в альбоме-энциклопедии (в соответствии с жанром издания) почти на трехстах страницах представлены работы художников, которые просто очень интересно рассматривать. Издание стало исследованием того, как в иллюстрации живет мастерство художника, его понимание текста и само время. Книга написана простым и ясным языком.
Высокий уровень большинства иллюстраций, глубокое прочтение текста художниками, понимание того, как надо преподносить ребенку писательское слово, особенно важно увидеть и осознать сейчас, когда детская книга нередко превращается издателями в масс-медийную пошлость. Анализируя различные художественные манеры книжных иллюстраторов, авторы стремятся ответить на важнейший для всех педагогов и родителей вопрос: на какой книге надо воспитывать художественный вкус ребенка сегодня.