Новости

16.03.2006 06:01
Рубрика: Экономика

Инфляция насолила

Главные причины скачка цен в начале года - ажиотажный спрос на соль и сахар, а также рост тарифов ЖКХ

К сожалению, главного ответственного за рост цен в стране - министра финансов Алексея Кудрина - на заседании правительства вчера не было. Из-за болезни его не было и на прошлом заседании кабинета, когда Фрадков распорядился подготовить к рассмотрению вопрос об антиинфляционных мерах. До последнего предполагалось, что Кудрин все же будет главным докладчиком на вчерашнем заседании. Однако из-за подозрения на воспаление легких врачи не разрешили ему нарушить больничный режим. Но главный финансист не удержался и все же прислал премьеру письменные предложения по борьбе с ростом цен. Взамен Михаил Фрадков пожелал ему скорейшего выздоровления и приобщения к процессу всеобщей борьбы.

Гуманными оказались и депутаты. Госдума отклонила предложение лидера фракции "Родина" Дмитрия Рогозина обсудить проект обращения к председателю правительства Михаилу Фрадкову "О профессиональной непригодности членов правительства Алексея Кудрина и Германа Грефа". За это предложение проголосовали 126 депутатов (при необходимых 226), 20 были против. Не помогли и увещевания Рогозина, что "либеральный курс правительства - по крайней мере, части нашего правительства - привел к самым отрицательным последствиям в экономике". Член фракции ЛДПР Олег Малышкин даже выступил с предложением - навестить в больнице заболевшего Кудрина. "Надо навестить его, апельсинов с яблоками купить", - заметил депутат.

Но и без приболевшего Алексея Кудрина правительство вчера все же приняло решение обеспечить выполнение запланированных на 2006 год показателей инфляции, несмотря на то, что с начала года и по 6 марта инфляция составила уже 4,3%. "Из запланированных 8-9% по году - это много", - сокрушался Фрадков, настраивая министров выйти на бюджетные показатели. Для решения этих задач, заметил Фрадков, "требуется высокий уровень профессиональной подготовки и ответственный, государственный подход к делу". "Цена вопроса - очень высокая", - предупредил ответственных глава кабинета министров.

Впрочем, премьер считает, что антиинфляционная "задача в своей постановке несложная - спланировал и управляй", - подсказал собственную модель премьер. Но опробовать ее вряд ли смогут Греф или Кудрин - это все же премьерский ход. Поэтому главные экономист и финансист предложили собственные меры по удержанию инфляции.

Первым на ковер вышел главный экономист, разобрав для коллег историю инфляционного взрыва на составляющие.

Греф заметил, что наибольший "вклад" в рост цен внесли естественные монополии и подорожавшие продукты - соль, сахар и плодоовощная продукция. Что касается тарифов ЖКХ, то их рост на 20 процентов в этом году, по оценкам экономистов, добавит инфляции 1,8 процента по сравнению с 2,5 процента в прошлом году. Греф разъяснил, что правительство уже предприняло все необходимые действия для сдерживания роста тарифов ЖКХ. "Думаю, этот фактор будет практически исключен из числа влияющих на параметры инфляции", - сказал он, добавив, что ключевыми должны стать действия муниципальных и региональных властей по демонополизации сектора услуг ЖКХ и реформированию локальных монополий. "Правительством утверждена модель реформы ЖКХ, есть понимание последовательности действий, но в немногих субъектах эти действия производятся", - пожаловался на региональщиков глава минэкономразвития. И это при том, что эффективное проведение реформы, как показывает опыт, дает снижение тарифов как минимум на 20-30 процентов.

По просьбе премьера Греф сформулировал перечень из трех неотложных мер, направленных на борьбу с инфляцией. До середины апреля должны быть приняты меры по улучшению ситуации с ценами на рынке нефтепродуктов, включая решение об отмене пошлин на нефтепродукты. Кроме того, правительство должно поручить Федеральной антимонопольной службе и МВД немедленно приступить к проверке продовольственных рынков. "К сожалению, монополизация этих рынков очень высокая", - посетовал министр. Поэтому и проверки необходимо проводить периодически, чтобы проверяющие предложили возможный комплекс мер "по тому, как максимально дерегулировать эти рынки". Третьей мерой он назвал необходимость тщательно отслеживать ситуацию с ценами на сахар, которые за последние несколько месяцев заметно выросли. "Если мы увидим, что тренд будет продолжаться, придется идти на экстренные меры", - предупредил Греф. К примеру, ввести коррекцию таможенного тарифа, а также принять меры по расширению аграрного сектора. Идея снизить импортные пошлины на сахар не вызвала отрицания у членов кабинета министров. "Я не возражаю, надо смотреть внимательно, заниматься товарами, таможенно-тарифной политикой", - пояснил премьер, отметив высокую степень монополизации рынка сахара в стране.

- Никакой монополизации рынка сахара у нас нет, - возразил премьеру министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. - На рынке сахара одни дырки.

- Они все в дырках, - не удержался от сарказма Фрадков. - Надо ценообразованием заниматься.

Ценообразованием будет заниматься, судя по всему, главный экономист. Греф предложил вновь провести переговоры с нефтяными компаниями, чтобы обеспечить согласованную динамику цен на бензин и дизтопливо. В прошлый раз договоренность с нефтяниками о замораживании цен на бензин, мягко говоря, удивила автолюбителей, поскольку договор вступил в силу после того, как цены на топливо уже серьезно поднялись. И все это время ценники на бензозаправках исправно менялись в сторону повышения.

До сих пор в главном экономическом ведомстве блуждает идея биржевой торговли нефтепродуктами. "Мы с антимонопольной службой сейчас делаем все, чтобы в первом полугодии согласовать все необходимые документы и чтобы со второго полугодия началась биржевая торговля", - пообещал Греф, заметив, что внедрение биржевых инструментов торговли нефтепродуктами является одной из мер, направленных на борьбу с инфляцией.

В качестве еще одной меры Греф назвал необходимость принятия реальной программы снижения издержек естественных монополий. "Запас по снижению издержек огромен", - пояснил главный экономист, отметив, что программы по снижению издержек, принятые естественными монополиями, оказались пустой формальностью, поэтому "единственный инструмент - это административное давление".

В общем, все предложения трех ведомств по борьбе с инфляцией Греф готов объединить и доработать к 17 апреля. К этому же времени будет готов не только антиинфляционный план, но и персональный сетевой график. Это предложение главного экономиста вполне устроило премьера.

- Мы планку подняли высоко, высветили круг вопросов, поэтому должны принимать такие решения, которые сможем исполнять и контролировать, - заметил Фрадков. - И это видно не только через телевизор, но и через прилавок.

А времени для того, чтобы разработать и начать осуществлять антиинфляционные меры, осталось совсем немного. Инфляция растет по часам, поэтому и предложенные неотложные меры надо выполнять уже сейчас, не дожидаясь 17 апреля.

- Уточненный план будет, наверное, последним... - сделав паузу, видимо, намекая на ответственность, заметил Фрадков, продолжив - ... в своей основе.

- Да, вряд ли что-то новое можно еще придумать, - согласился с главой кабинета Греф.

Но новое подкинул минфин. Замминистра финансов Татьяна Голикова предложила рассмотреть правительству вопрос об исключении дополнительного влияния высокой цены на нефть при формировании проектов федеральных бюджетов в будущем. "Это не означает снижения расходов бюджета, это означает расчет методологии при формировании бюджета без учета поступлений от нефти и газа", - пояснила она, заметив, что такая методология, конечно, вряд ли может быть использована в отношении проектов бюджета на 2007 и 2008 годы и касается лишь дальнейшего бюджетного планирования. Идея премьеру понравилась: "Я лично с интересом к этому отношусь, рассматриваю это как элемент исследовательской работы". По его мнению, модель бюджета без учета дополнительных доходов нужно создавать с одновременным расчетом модели по промышленной политике. "Нужно посмотреть, как мы будем развиваться в случае такого полуголодного пайка, какие мускулы нужно тренировать и на каких тренажерах, - заметил Фрадков. - Это даст лучшее понимание всем процессам". К тому же, по его мнению, моделирование бюджета без учета сверхдоходов сделает реальным тезис Грефа о необходимости через развитие производства выйти на борьбу с инфляцией. "Если мы будем развивать эффективное производство, найдем источники роста производства внутри страны и создадим конкурентную продукцию и услуги мирового уровня, то там инфляцией не пахнет, - помечтал Фрадков. - Я готов, чтобы такую модель сделали".

Глава Центробанка Сергей Игнатьев заверил, что вряд ли его ведомство будет в ближайшие недели и месяцы повышать курс рубля. "Укрепление рубля в последние месяцы было значительным, это может оказать негативное влияние на экономический рост", - пояснил он. По прогнозу Игнатьева, денежная масса по итогам 2006 года увеличится лишь на 25%, что ниже уровня прошлых лет. "Это обеспечит условия для снижения инфляции в 2006 и 2007 годах, но при том, что не будет резкого увеличения расходов бюджета", - заметил Игнатьев.

При высокой инфляции, не исключил Игнатьев, Банк России может повысить нормы обязательного резервирования для банков. Правда, он признал, что это может оказать сильное негативное влияние на банковский сектор, в частности, снизится его ликвидность, российские банки могут потерять конкурентоспособность по отношению к иностранным банкам, которые не обременены высокими обязательными резервами. В то же время глава ЦБ подчеркнул необходимость снижения норм обязательного резервирования в будущем. "Но в крайней ситуации мы можем и повысить нормы обязательного резервирования", - сказал он. Кроме того, глава ЦБ сообщил, что Банк России может пойти на увеличение ставок привлекаемых им депозитов.

Однако все перечисленные министрами меры, видимо, не убедили руководителя Экспертного управления президента Аркадия Дворковича, который предложил членам кабинета министров взять себя в руки и поддержать идею изменения показателя по инфляции в 2006 году до 10%.

"По нашим оценкам, в этом году инфляция ниже десяти процентов не будет", - уже тверже заявил Дворкович, посоветовав "не строить иллюзий".

Но премьер оставил призыв без внимания и поспешил закончить дискуссию. Но тут уж решил сказать последнее слово Герман Греф. Он не согласился с предложением своего бывшего заместителя Аркадия Дворковича и заметил, что считает вполне реальным уложить инфляцию в 9%. "Я не согласен с тем, что надо менять целевые показатели по инфляции", - убежденно произнес Греф. Такую позицию, конечно же, не мог не поддержать и премьер, ведь он сам долго боролся за то, чтобы министры отвечали за свои слова, действия и прогнозы. "Я в процессе обсуждения ставил вопрос о выходе на заданные параметры", - заметил Фрадков, имея в виду то, что ни у кого из членов кабинета министров эта идея не вызвала отрицания. Практически все готовы внять призыву главы правительства сконцентрировать усилия и сдержать рост цен всеми предлагаемыми штабом Грефа способами.

- Давайте напряжем все свои силы, в том числе интеллектуальные, чтобы удержать инфляцию, - призвал премьер.

мнение

Оживленный обмен мнениями между главой правительства и членами кабинета, продолжающийся уже вторую неделю, вызывает немалый интерес в экспертных кругах. Вчера в Москве даже попытались провести "круглый стол" на тему "Ситуация в правительстве. Для чего нужен скандал?". Однако высказаться решили только двое экспертов.

Дмитрий Орлов,
ГЕНДИРЕКТОР АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ:

- В этом конфликте можем наблюдать несколько слоев. Во-первых, вполне объективная причина: рост инфляции таков, что этот уровень не соответствует концепции федерального бюджета. Владимир Путин, и это вполне естественно для президента, высказал свое недовольство премьер-министру, а Михаил Фрадков ретранслировал это недовольство ниже.

Во-вторых, есть проблема личных взаимоотношений. В-третьих, проблема выбора модели экономического развития России. Я не думаю, что Михаил Фрадков является знаменосцем новой модели экономического развития, я полагаю, что его к этой роли подтолкнули обстоятельства, в том числе кадровые, организационные, технологические. Именно Фрадков сегодня является главным апологетом и смены экономической модели развития страны, и смены модели экономической политики. Ясно, что премьер выступает за интервенционизм, за гораздо большее вмешательство государства, и ясно, что он является сторонником лозунга "Потратить!", то есть увеличить уровень госрасходов, являясь сторонником активного инвестиционного процесса. Кудрин представляет совсем другую модель, в самом общем виде ее можно назвать моделью "сдерживания" инфляции, инвестиционных процессов, одним словом, сдерживания всех монетарных факторов, которые могут осложнить макроэкономическую ситуацию.

С моей точки зрения, время, когда инфляция в России сдерживалась монетарными способами, прошло. И проблема российской инфляции уже не монетарная, это проблема выбора приоритетов инвестирования. Важно сделать это таким образом, чтобы деньги работали на экономику. Как будет развиваться ситуация? Я думаю, что позиция министра финансов не будет поддержана правительством ни сейчас, ни в обозримом будущем, ему придется уступать с учетом того, что минэкономразвития в последнее время солидаризируется с премьером.

Андрей Федоров,
ДИРЕКТОР ФОНДА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

- До сих пор правительство Фрадкова было правительством стабилизации. Сейчас же, когда стабилизационная задача выполнена (есть экономический рост, наполнен Стабфонд), должен измениться характер экономической политики. Правительство должно перейти к реализации проектов, оно должно прекратить заниматься борьбой с инфляцией, а перейти к конкретным проектам действий. Но поскольку проектные действия - это в России всегда гигантские деньги, то вокруг этого как раз идет спор. Финансовые средства, которые были накоплены стабилизационным правительством, должны найти свою сферу реализации, но они не могут. И причин тому несколько. Во-первых, нет практических реальных масштабных проектов в стране, никто же не думал об этом раньше!

Дальше будет хуже: денежная масса будет накапливаться. Если в течение полутора-двух недель перейдет в активную стадию иранский кризис, то цены на нефть уйдут за 80-90 долларов за баррель. Избыток денег для нас гораздо страшнее, потому что когда недостаток финансов - надо суетиться. Избыток денег является самой серьезной причиной кризиса в правительстве РФ. Даже нацпроекты не решают проблемы, потому что они тоже пассивно-затратные - повышение зарплат, покупка компьютеров. Нет проектов у правительства, которые бы подняли нашу экономику, изменили бы ее структуру.

Экономика Финансы Инвестиции Правительство