В настоящее время население ЕАО составляет 188,7 тысячи человек. 77 тысяч из них проживают в областном центре — Биробиджане. По населению это один из самых маленьких регионов Дальнего Востока. А вот плотность его населения — 5,3 человека на один квадратный километр — наиболее высокий показатель в ДВФО при средних цифрах по России 8,5 человека на квадратный километр.
Особенностью региона является то, что территория автономной области, считающейся аграрной, на самом деле довольно высоко урбанизирована. По-настоящему сельским народ нынешней Еврейской автономии был до конца 20-х годов прошлого века. Например, в 1926 году, когда сельское население будущей ЕАО составляло 75 процентов. А затем основная часть жителей оседала в городах и поселках городского типа. Но уже в 1939-м перепись показала: 34 процента селян — это весьма близко к сегодняшним аналогичным показателям. Наиболее же урбанизированным население области было в 1970 году: 72 процента городских жителей статистические данные не показывали больше никогда. Люди закреплялись в области с трудом — государство обещало переселенцам больше, чем реально могло обеспечить на месте. Очевидно, полторы-две тысячи человек в год — это было то количество, которое территория с растущей экономикой могла принять безболезненно. В 1992 году был достигнут пик общей численности населения области — 221,5 тысячи человек. Но кризисное положение экономики при переходе к рыночным отношениям и снижение уровня жизни граждан заставили людей покидать обжитые края.
Минувший год стал последним годом увеличения численности взрослого населения. Теперь в категорию жителей трудоспособного возраста входит малочисленное поколение девяностых. В результате резко возрос спрос на квалифицированную рабочую силу, который пока невозможно удовлетворить за счет внутренних ресурсов региона.
В сельскохозяйственных районах ЕАО уровень безработицы выше среднеобластного в 2,4 — 1,7 раза. А в Смидовичском районе 26 незанятых граждан на одну вакансию. Но службы занятости там предлагают неприемлемо низкий уровень заработной платы. Чтобы сохранить объемы сельскохозяйственного производства, в экономику привлекаются иностранные рабочие. Шаг вполне прогнозируемый, но в сельском хозяйстве области явно прослеживается тенденция к привлечению рабочих из-за рубежа предприятиями со стопроцентным иностранным капиталом, как правило, КНР.
Фактически китайские предприятия создаются на российской территории для китайских рабочих. Это является для них приоритетом. Для этих же целей сознательно занижается уровень оплаты труда для российских работников, создаются неблагоприятные условия работы, основанные на систематическом нарушении трудового законодательства РФ. А заработок китайским работникам выплачивается на территории КНР, продукция предприятия продается в КНР по значительно заниженной цене, как следствие — минимизация выплаты налогов на территории России.
На начало этого года на территории Еврейской автономной области зарегистрированы 125 предприятий, принимающих иностранных работников. Среди них, как исключения, одно предприятие с вьетнамским капиталом и одно — с израильским. Все остальные учреждаются гражданами КНР. Пока в ряде сфер экономики реально ощущается нехватка рабочих рук, от зарубежной рабочей силы нет возможности отказаться.
При всех сложностях жизни на Дальнем Востоке Еврейская автономная область все же привлекательный район для русскоязычного населения «горячих» районов России и СНГ. В прошлом году здесь получили российское гражданство 140 человек. 101 человек ранее получил статус вынужденного переселенца. При этом все большую роль начинает играть фактор доминирования в общей массе переселенцев славянских народов — русских, украинцев, белорусов. По последней переписи населения в ЕАО 89,9 процента составляют русские, 4,4 процента — украинцы, к представителям титульной нации — евреям — себя отнесли 1,2 процента населения.
Понятно, что в ближайшее десятилетие мы будем иметь дело в основном с трудовой, экономической миграцией. И если ЕАО готова участвовать в этом как принимающая сторона, проводящая протекционистскую политику по отношению к своему населению, без собственной четкой концепции миграционной политики не обойтись.