Российская газета | Елена Константиновна, "круглый стол" "СМИ и экстремизм" проходил довольно бурно. Удалось ли участникам все-таки прийти к какому-то единому мнению?
Елена Зелинская | В целом, конечно, удалось. Надо сказать, что участники дискуссии высказывали самые разные мнения, но основную тему очень точно сформулировал главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов - должны ли СМИ предоставлять площадку тем людям, которые выражают какие-либо ксенофобные идеи. Мы пришли к такому мнению: существуют некие этические рамки, и общество уже достаточно созрело, чтобы эти рамки четко определять. Речь шла о том, что средствам массовой информации уже пришло время думать о каком-то самоограничении.
РГ | Но одно самоограничение - даже при всех благих порывах - вряд ли решит проблему...
Зелинская | Безусловно. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо более тщательно исследовать тему, о которой мы говорим. Главный редактор газеты "Известия" Владимир Мамонтов сообщил, что газета сейчас проводит исследование по всей стране - кто такие скинхеды, экстремисты, откуда они берутся и кто ими руководит. Несколько специальных корреспондентов занимаются этим вопросом.
Кроме того, необходимо создавать какое-то позитивное движение. Например, обсуждая проблему с мигрантами, участники дискуссии задались вопросом: а пишет ли пресса о том, какую пользу экономике России приносят мигранты, работая на самых непрестижных работах. Выяснилось, что такие материалы, конечно, появляются, но их доля в общем негативном потоке совсем незначительна.
РГ | Но ведь не все зависит только от журналистов, которые, скорее, отражают существующие в обществе тенденции.
Зелинская | Леонид Радзиховский как раз и поставил вопрос о том, что в политической и общественной жизни существуют вещи, которые просто неприемлемы и невозможны. Например, альянсы людей, которые себя считают демократами, с какими-то экстремистскими силами. Или же открытая продажа в крупных книжных магазинах фашистской литературы. В этом смысле большую ответственность берут на себя и сами политики, когда позволяют себе какие-то заявления, носящие явно провокационный характер. И где здесь грань, где можно вступать в союзы из каких бы то ни было конъюнктурных соображений, а что невозможно ни при каких условиях?
РГ | И каково должно быть, по мнению участников "круглого стола", отражение подобных фактов в СМИ?
Зелинская | Профессор Валерий Тишков, глава комиссии по толерантности Общественной палаты, считает, что тиражирование любых экстремистских и провокационных высказываний неприемлемо ни в каком виде. Но при этом многие участники дискуссии говорили о том, что пресса, по выражению Венедиктова, должна выполнять роль системы раннего оповещения об угрозах. Поэтому основной вопрос - как это делать? Ведь и замалчивать подобные вещи нельзя. Хотя многие руководители СМИ, присутствовавшие на "круглом столе", говорили о том, что их издания никогда не предоставят свои площадки ряду экстремистски настроенных политиков.
РГ | Каков же итог состоявшейся дискуссии?
Зелинская | Самое главное, к чему мы все пришли, - это осознание того факта, что нам нужно искать язык, на котором говорить об этих проблемах, нам нужно искать интонацию, с которой говорить об этих явлениях. Сейчас наметился серьезный поворот к обсуждению таких тем, как патриотизм, любовь к Родине, и впервые люди стали соотносить себя и государство. И мы, конечно, должны эту тенденцию поддерживать и находить язык, чтобы говорить об этом максимально точно, без истерик. Мы пришли к выводу, что медийному сообществу необходимо обсуждать и думать о каком-то документе, который помог бы эти этические рамки очертить. Я как член Общественной палаты обратилась к участникам дискуссии, чтобы они приняли участие в разработке программы, которую сейчас готовят комиссия по СМИ и комиссия по толерантности Общественной палаты к заседанию ОП 14 апреля.
РГ | И какова будет судьба этого документа? Ему будет придан статус законодательного акта?
Зелинская | Самая главная сила, которой располагает медийное сообщество и Общественная палата, - это гласность. И основной способ борьбы с ксенофобией - это моральный и этический. То, что находится за гранью закона, - это дело правоохранительных органов. Мы же говорим только о том, что политик, который допускает экстремистские высказывания, должен быть окружен моральным и информационным вакуумом.