В Москве обсудили границы терпимости

Круглый стол "Свобода слова и духовные ценности: проблемы ксенофобии и толерантность - российский и европейский опыт" состоялся под патронатом министерства культуры и массовых коммуникаций, а также Совета муфтиев России.

 

В заседании приняли участие Московский европейский клуб, Исламский культурный центр России, представители Общественной палаты и Московского бюро по правам человека. "Нам очевидны ценность толерантности и свободы слова, но их пересечение сегодня стало проблемой", - открыл дискуссию министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов. Лейтмотив обсуждения - итоги европейского конфликтного полугодия (французские "поджигатели" и "карикатурный скандал") и российский опыт взаимодействия культур.

"Задет оголенный нерв социума, - сказал Соколов, - и теперь мы еще более внимательно относимся к тому, что может срезонировать. Бережное отношение к духовным ценностям многоконфессионального общества - это основа его стабильности". Логичным стал вывод об особой роли, которую играют СМИ в скандалах националистического толка и об ответственности СМИ перед обществом.

Абдул-Вахед Ниязов, президент Исламского культурного центра, предложил обратить внимание на то, что российский опыт взаимоуважения разных наций сейчас востребован как никогда ранее, потому что Европа столкнулась с тем, что она не умеет разрешать такие конфликты. "Россия сегодня может быть моделью, к которой должна стремиться Европа".

Владимир Новицкий, президент Российской секции международного общества прав человека, заявил, что принципиально важно сейчас определить, где проходят границы между свободой слова, толерантностью и соблюдением прав человека. "В "карикатурном скандале" Европа не учла реалий подвижного многоконфессионального мира. Свобода слова - одна из фундаментальных ценностей, но она небезгранична. Крайне важно, чтобы журналисты чувствовали свою ответственность".

Посол по особым поручениям МИДа Вениамин Попов объявил о том, что 27 марта в Москве пройдет совещание "Россия - исламский мир", куда приедут "мудрецы" из 20 мусульманских стран. Под председательством Евгения Примакова участники определят пути сохранения мира. "Да, сущность цивилизации во многом определяет религия, но суть конфликтов в данный момент не носит характера конфликта религий или цивилизаций, а объясняется политическими и социально-экономическими причинами. Тем не менее Россия - евразийская страна, и у нас никогда не было религиозных войн. Мы можем стать мостом цивилизаций".

Нафигулла-хазрат Аширов, сопредседатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман азиатской части России, убежден, что распад государства уже предотвращен усилиями президента. Но массовая культура способствует развитию ксенофобских настроений и росту агрессии. "Мы террористов называем святым словом "шахид" и тем самым создаем вокруг террора романтический ореол. Нет большей угрозы для России, чем межконфессиональное противостояние, потому что внешний враг не сможет ее победить".

О том же фактически говорил и Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ: "Сегодня ксенофобия - главная бомба XXI века, идеологическое оружие. Никто не заметил бы датскую газету, если бы не было политического заказа. Сегодня уровень агрессии в обществе зашкаливает, потому что агрессия стала социальной нормой. Нам нужно найти язык понимания. Но по сути самая благоприятная среда для ксенофобии - невежество. Нам нужен учебник по толерантности. Когда мне говорят, что на это нет денег, я хочу напомнить, что, если во главу угла мы будем ставить экономику, а не образование, любой взрыв экстремизма опрокинет все экономические расчеты. У нас огромный опыт негативизма, а нам нужна стратегия накопления согласия".